|
Причину несостоятельности
государственного социализма и коммунизма Спенсер видел в таких недостатках
человеческой природы, как любовь к власти, честолюбие, несправедливость,
нечестность. "Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы
превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует". Все
попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь
к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества, —
писал Спенсер, — "пятятся назад, желая идти вперед". Критикуя проекты
"практических" политиков и коммунистов; Спенсер утверждал:
"Никакой прогресс не может осуществляться без усовершенствований в
характере, происходящих от мирного труда". Обоснование свободы и прав
личности как основы общества промышленного типа — несомненно, достоинство
социологии Спенсера. К концу XIX в. ошибочность стремления Конта отказаться в
промышленном обществе от прав личности стала очевидной, и критические замечания
Спенсера по этому поводу были вполне справедливы. Однако Спенсер не воспринял
не менее важную идею своего великого учителя — стремление основать промышленное
общество на социальном альтруизме, организовать его таким образом, чтобы каждый
стремился "жить для других", как говорил Конт. В отличие от Конта Спенсер
склонен был толковать отношения членов промышленного общества в духе
индивидуализма, доведенного до обособленности и конкурентной борьбы личностей.
Известную роль в этом сыграли периодические увлечения Спенсера входившим в моду
социальным дарвинизмом, Спенсер утверждал, что благосостояние человеческого
рода и его развитие обеспечиваются суровым законом борьбы за существование:
"Бедность, в которой находится неспособный; нищета, составляющая удел
непредусмотрительного; голодное существование, на которое обречен ленивый, и
затирание слабого сильным, причиняющее столько страданий и несчастья, — таковы
веления этого великого, дальновидного и всеблагого закона". Он возражал
против законов о социальном обеспечении, здравоохранении и других, доказывая,
что государственная помощь слабым, больным и неспособным людям приведет к
вырождению и гибели рода человеческого, ибо будет искусственно способствовать
сохранению "плохоодаренных" индивидов. "В конкуренции с членами
своего рода, в борьбе с членами других родов индивид или погибает, или
преуспевает и размножается — смотря по тому, насколько он одарен, — рассуждал
Спенсер, — противоположный режим, если бы он некоторое время продолжался, был
бы роковым для рода". Опасения
и мрачные пророчества Спенсера о возможном поглощении государством общества и
личности осуществились в тоталитарных государствах*. Однако XX веку известен и
другой процесс: с помощью современного конституционного демократического
государства удалось преодолеть, изжить или хотя бы ослабить кризисные явления в
экономике промышленного общества. Не менее важна растущая социальная роль
современного государства в развитых индустриальных странах, организуемое им
перераспределение национального дохода в интересах общества в целом и,
особенно, социально обездоленных слоев. * Известно, что в тоталитарных странах государство
рассматривалось как цель, которой индивид подчинен как средство. Так, в работе
Муссолини "Доктрина фашизма", опубликованной в итальянской
энциклопедии в 1932 г., утверждалось: "Фашистская концепция Государства
всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей,
либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм
тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя
все ценности... Основание фашизма — концепция Государства, его характер, его
долг, его цель. Фашизм рассматривает Государство как абсолют, в сравнении с которым
все индивиды или группы относительны и должны рассматриваться только по
отношению к Государству". (Антология мировой политической мысли. В пяти
томах. Т. II. Зарубежная политическая мысль XX в. М.,
1997. С. 237, 248.) |
Реклама: |