|
Своеобразную попытку
соединить формально-догматическое понимание государства и права с социологией
предпринял немецкий государствовед Георг Еллинек
(1851—1911). Еллинек различал социальное
учение о государстве и учение о государственном праве. Следуя неокантианской
методологии, он утверждал, что эти учения основаны на разных методах, и
соответственно этому государство и право имеют разные аспекты и определения.
Государство как социальное явление представляет собой обладающее первичной
господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же
государства сводится к "корпорации" (юридическая личность, субъект
права). В разных аспектах (в нормативном и в социальном) изучается и право. Различая социальные и
юридические понятия государства и права, Еллинек соглашался с Лассалем и
другими авторами, отличавшими писаную конституцию от фактической, создаваемой
тем фактическим распределением социальных сил, которое существует в каждом
государстве независимо от писаных правоположений. Право, по той же концепции,
является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. К
этому Еллинек добавляет, что власть и право в их социальном аспекте должны
истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют
массово-психологический характер. Общество, по Еллинеку, "означает
совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между
людьми". Действующее право Еллинек
определял в духе юридического позитивизма: "Право есть совокупность
исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм
взаимного отношения лиц друг к другу". Говоря о праве в социальном
аспекте, он замечал, что положительность права в конечном счете основана на
средней, типической убежденности народа в том, что это есть право действующее.
На такой основе построен весь правопорядок: "Право существует только в нас
самих, оно есть функция человеческого общения и потому должно опираться на
чисто психологические элементы". В социально-психологическом
плане истолковывается и государство, сводимое к соотношениям воль властвующих и
подвластных: "Власть, которая повелевает, но которой не подчиняются,
теряет свой характер господствующей власти. Точнее говоря, вся государственная
власть основана на повиновении подданных". Повиновение, по Еллинеку,
обеспечивается там, где к фактическим отношениям господства присоединяется их
психологическое признание подвластными как нормативных отношений ("должно
быть так, как есть"). Именно это нормативное сознание, придавая власти
правовой характер, делает ее прочной: "Государственная власть должна — не
считая переходных эпох — опираться на убежденность народа в ее правомерности,
что применимо к всякой форме государства, не исключая и неограниченной
монархии". Еллинек, таким образом,
высказывал идею, позже названную социологами и политологами идеей
"легитимации государственной власти", ее признания подвластными,
укоренения в общественном мнении как социально-психологической основы
государственного порядка. Двухаспектное понимание
государства и права было для Еллинека средством преодоления теоретических
затруднений, которые испытывал примененный к государствоведению юридический
позитивизм. Одно из них — проблема ненарушаемости правопорядка, законности
действий государственной власти. Подобно другим либералам
Еллинек придавал большое значение правам и свободам как необходимому условию
свободной от государственного вмешательства индивидуальной деятельности.
Поскольку с точки зрения юридического позитивизма эти права и свободы
определяются объективным правом, которое создается и применяется государством,
необходимо было доказать "связанность государства" им же создаваемым
правом; с юридической точки зрения эту связанность Еллинек объяснял
обязательностью законов для государственных органов: "Деятельность органов
государства и есть сама государственная деятельность, другой деятельности
государства, кроме осуществляемой через посредство его органов, вообще не
существует". Однако, коль скоро "воля государственного органа и есть
воля государства", с той же чисто юридической точки зрения тот же довод
может обернуться противоположностью: любой, даже и противоречащий закону акт
государственного органа должен считаться правомерным. |
Реклама: |