|
По проектам Н. М. Муравьева
политические права обусловлены высоким имущественным цензом, тем более высоким,
чем о более высоких государственных должностях идет речь. На совещании 1820 г.
Муравьев был согласен с Пестелем в требовании республики. Однако с 1821 г. он
пришел к мысли о преимуществах монархии, основанной на разделении властей. Законодательную власть, по
конституции Муравьева, осуществляет Народное Вече, состоящее из Верховной Думы
и Палаты представителей. Верховная исполнительная
власть принадлежит императору: "Император есть верховный чиновник
российского правительства". При вступлении в правление он приносит присягу
посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать
конституционный устав России. Права императора довольно обширны (назначение
министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, права верховного
военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников
исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного Веча. Высшим органом судебной
власти является "Верховное судилище". Предусматривались системы судов
(областные, уездные заседания) с участием присяжных. Республика допускалась Н. М.
Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и
авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость
в России монархии он обосновывал обширностью территории страны, требующей
значительной силы власти. Муравьев высказывал опасение, что эта сила власти
может прийти в столкновение с началами свободы. Для согласования начал власти и
свободы необходим повышенный контроль представительных учреждений за действиями
аппарата исполнительной власти. Если в столице (по первому проекту — Нижний
Новгород, составляющий особую область "Славянок", по второму проекту
— Москва) деятельность императора и чиновников контролирует Народное Вече*, то
в обширной стране трудно обеспечить законность действий чиновников, отдаленных
от столицы, без дополнительных гарантий. Этим была обусловлена мысль о
федеративном устройстве будущей России. * "Всякий чиновник исполнительной власти отвечает
за каждое свое действие, никто не может оправдываться полученным приказанием...
и всякий исполнитель противозаконного веления будет наказан так, как и
подписавший веление. Император не подлежит суждению (если же сам император
лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит
ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем,
которое в таком случае учреждает регентство посредством особого закона)". Будущая Россия
предполагалась как федерация, состоящая из нескольких держав и областей или из
областей (по первому проекту — 14 держав и 2 области, по второму — 13 держав и
2 области, по третьему проекту — 15 областей). Державы и области образуются по
территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская,
Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное
"законодательное" (правительствующее — по второму проекту) собрание;
исполнительную власть осуществлял "Державный правитель", избранный
Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного
Веча) избиралась собраниями держав. Н. М. Муравьев полагал, что
военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются
вооруженные силы, руководимые офицерами — членами тайных обществ. "Силою оружия",
как лаконично ответил Н. М. Муравьев на вопрос следственной комиссии, Сенат
будет принужден к опубликованию Манифеста об отмене крепостного права, о
равенстве всех перед законом, о свободе печати и других свободах и правах;
предполагалось избрание выборных народных представителей, которые учредят на
будущее порядок правления и государственное законоположение. Одновременно в тех
частях России, где одержат успех войска, руководимые тайными обществами,
упраздняется крепостное право ("Раб, прикоснувшийся земли Русской,
становится свободным"), вводятся представительные учреждения, свободы
печати, слова и совести. Движение войск на столицы прекращается с упразднением
прежнего правления. |
Реклама: |