|
Карамзин был противником
теории естественного права. Идее естественного равенства людей, свойственной
Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение — "в государственном
общежитии право естественное уступает гражданскому". Право, государство,
сословный строй России он связывал с идеей самобытного народного духа.
"Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому,
нужное для их твердости... Он есть , не что иное, как привязанность к нашему
особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству".
Высоко ценя Петра I, Карамзин порицал его за искоренение древних навыков и
введение иностранных обычаев: "Русская одежда, пища, борода не мешали
заведению школ". Идя по пути просвещения, власть не должна навязывать
народу чуждые ему законы и учреждения: "...Законы народа должны быть
извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств".
В подготовленном при участии Сперанского проекте Уложения гражданских законов
Карамзин усмотрел (безосновательно) лишь перевод Гражданского кодекса
Наполеона. Он упрекал авторов проекта в том, что они "шьют нам кафтан по
чужой мерке". Карамзин утверждал, что к России вообще неприменимо понятие
прав гражданских: "У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы и проч. — все
они имеют свои особенные права — общего нет, кроме названия русских". Понятия,
нравы и обыкновения народа складываются веками, поэтому "для старого
народа не надобно новых законов". В России полагал Карамзин, нужно либо
подготовить кодекс, основанный на обобщении и согласовании указов и
постановлений, изданных со времен царя Алексея Михайловича, либо издать
"полную сводную книгу российских законов или указов по всем частям
судным"*. * Именно это император поручил Сперанскому после
возвращения его из ссылки. Точно так же Карамзин
протестовал против преобразования государственных учреждений. "Всякая
новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в
необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более
уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки". Главной
ошибкой законодателей своего времени Карамзин называл создание новых
государственных учреждений — разных министерств, Государственного совета и пр.
Умный Макиавелли советовал при переменах в государственных учреждениях
сохранять для народа привычные названия; мы же, сетует Карамзин, сохраняем
вещь, меняем имена. "Новости ведут к новостям и благоприятствуют
необузданности произвола". В "Записке"
Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько
десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ: "Перемены
сделанные не ручаются за пользу будущих: ожидают их более со страхом, нежели с
надеждой, ибо к древним государственным зданиям прикасаться опасно. Россия же
существует около 1000 лет и не в образе дикой Орды, но в виде государства
великого, а нам все твердят о новых образованиях, о новых уставах, как будто бы
мы недавно вышли из темных лесов американских! Требуем более мудрости
хранительной, нежели творческой. Если история справедливо осуждает Петра I за
излишнюю страсть его к подражанию иноземным державам, то оно в наше время не будет
ли еще страшнее?" Надо не перестраивать
учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Россией 50 умных и
добросовестных губернаторов, которые "обуздают хищное корыстолюбие нижних
чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев,
ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа". Для наведения порядка в
правосудии, утверждал Карамзин, монарх должен быть строг и смотреть за судьями:
"У нас не Англия; мы столько веков видели судью в монархе и добрую волю
его признавали высшим уставом... В России государь есть живой закон... Не
боятся государя — не боятся и закона!" Ссылаясь на Макиавелли, Карамзин
подчеркивал, что самым действенным побуждением из всех прочих является страх.
"Сколько агнцев обратилось бы в тигров, если бы не было страха!" Одно
из важнейших государственных зол нашего времени — безбоязненность: "Везде
грабят, а кто наказан?" |
Реклама: |