|
Государственный строй
Франции этого периода был монархическим; политическими правами пользовались
дворянство и очень узкий круг крупных капиталистов. Тем не менее даже наиболее
реакционные правительства Франции не в силах были упразднить основные
завоевания революции, отменившей сословные привилегии, решившей аграрный вопрос
в буржуазном духе и коренным образом перестроившей правовую систему.
Показательно, что Гражданский кодекс 1804 г. сохранял свое действие при самых
реакционных правительствах Франции. В этих условиях идеологи
французской буржуазии уделяют основное внимание обоснованию
"индивидуальных прав и свобод", необходимых для развития капитализма.
Опасность для свободы усматривается уже не только в возможных попытках
наступления феодальной реакции, но и в демократических теориях революционного
периода. Наиболее значительным
идеологом либерализма во Франции был публицист, ученый и политический деятель Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830). Перу Констана
принадлежит ряд сочинений на политические и историко-религиозные темы. Констан
уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода
совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частной инициативы. Он различает политическую
свободу и свободу личную. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводится к праву участвовать в
осуществлении политической власти (принятие законов, участие в правосудии, в
выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.). Пользуясь правом
участвовать в осуществлении коллективного суверенитета, граждане античных
республик (за исключением Афин) в то же время были подчинены государственной
регламентации и контролю в частной жизни. "В античности люди ради сохранения
собственной политической значимости и роли в управлении государством были
склонны к отказу от личной независимости". Им предписывались обязательная
религия, нравы, образ жизни; общественные институты поддерживали равенство,
препятствовали накоплению богатств, восставали против роскоши, таланта,
добродетели. Этим были обусловлены остракизм, аграрные законы, цензура и
аналогичные институты Древнего мира. Новые народы, писал Констан,
понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится
потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет
решающего значения. Кроме того, отмена рабства лишила свободных того досуга,
который давал им возможность уделять много времени политическим делам. Наконец,
воинственный дух древних народов сменился коммерческим духом; современные
народы заняты промышленностью, торговлей, трудом и поэтому они не только не
имеют времени заниматься вопросами управления, но и очень болезненно реагируют
на всякое вмешательство государства в их личные дела. Значит, заключал Констан,
свобода новых народов — это личная, гражданская
свобода, состоящая в известной независимости индивидов от
государственной власти. Особенно много внимания
Констан уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы печати
и промышленной свободы. Отстаивая свободную
конкуренцию как "наиболее надежное средство совершенствования всех
промыслов", Констан решительно высказывается против "мании
регламентирования". Государство, по его мнению, не должно вмешиваться в
промышленную деятельность, ибо оно ведет коммерческие дела "хуже и дороже,
чем мы сами". Он высказывается против цехов и всякой вообще регламентации
хозяйственной деятельности — "системы столь же несправедливой, как и
абсурдной, абсурдной потому, что она создает препятствия для конкуренции,
наиболее надежного средства совершенствования всех промыслов". Констан
возражал и против законодательной регламентации заработной платы рабочих,
называя такую регламентацию возмутительным насилием, бесполезным к тому же: К чему
регламенты, когда природа вещей лишит закон действия и силы?" |
Реклама: |