|
В полемике с революционными
теориями реакционные и консервативные мыслители нашли ряд уязвимых звеньев в
идеологии Просвещения. Основательна их критика априоризма теоретиков
естественного права, полагавших, что все принципы права могут быть чисто
логически выведены из природы человека вообще. В этой критике заслуживает
внимания положение о зависимости права каждого из народов от его исторического
развития, условий жизни, особенностей бытовых, производственных, религиозных,
нравственных отношений. Это положение, как известно, обосновывал еще Монтескье,
но более обстоятельно и глубоко оно развито в трудах Бёрка и исторической школы
права. Определенным достижением правоведения были мысли о границах деятельности
законодателя, который всегда создает право не на пустом месте, а у конкретного
народа и потому вынужден и должен считаться с традициями, нравами, историческим
наследием. Помимо прочего подход к праву, признающий объективность изменчивости
и разнообразия правовых систем, создавал теоретические основы для возникновения
и развития сравнительного правоведения. Шагом вперед в развитии
теории права были попытки обнаружить закономерности истории права, рассмотреть
эту историю как объективный процесс, не во всем и не всегда зависящий от воли
законодателя. Верен и вывод о том, что право в целом создается не кабинетным
теоретическим творчеством, а объективным процессом жизни народа и не
устанавливается всякий раз заново и произвольно каждым поколением людей. И все же и в отмеченных
положениях реакционные и консервативные идеологи в конечном счете были не
правы. Они не без оснований
критиковали волюнтаризм французских революционеров, их стремление решить все
проблемы социальной жизни народа раз и навсегда разумным законом. Однако
низвержение одной за другой всех конституций периода революции (1791, 1793,
1795, 1799 гг.) вовсе не доказывало бессилия социальной роли закона вообще. В
бурных событиях революции возникал новый строй, и законодательство, то
опережавшее становление нового общества, то отстававшее от него, играло
значительную роль и в безвозвратном разрушении старого режима, и в создании
нового. Во времена деятельности де Местра и де Бональда Гражданский кодекс 1804
г., воплотивший ряд результатов революции, стал уже непререкаемым законом, в
рамках которого бурно развивались промышленность и торговля. Достаточно
известно, что основные положения этого Кодекса были не записью феодальных
обычаев Франции, а результатом теоретического творчества юристов. Реакционные и консервативные
идеологи были правы и в том, что законодательство каждого народа должно
соответствовать условиям его жизни, а не абстрактным представлениям о человеке
вообще. Но критика этих абстрактных представлений в учениях реакционеров была
подчинена предвзятой цели сохранить униженное положение человека вообще,
свойственное феодализму. Гуманизм Просвещения вовсе не призывал к нивелировке
людей и народов. Представления о правах человека разных теоретиков были
разнообразны, противоречивы и порой произвольны, но провозглашенные Французской
революцией Декларации прав человека и гражданина содержали главные для той
эпохи общечеловеческие ценности. Абстрактность определения этих прав делала их
применимыми к другим народам, поскольку давала возможность конкретизировать с
учетом национальных особенностей. Именно это более всего возмущало реакционных
идеологов, не способных смириться с мыслью о всеобщем правовом равенстве и
свободе как зависимости только от закона. Критика
идеологии реакционных и консервативных мыслителей конца XVIII — начала XIX в.
не относится к пройденным этапам истории политических и правовых учений. В
последние десятилетия возникли и распространились течения неоконсерватизма и
"новых правых", отрицательно относящихся к демократическим
тенденциям, современности. В произведениях теоретиков этих направлений
непременны ссылки на авторитет Бёрка, де Местра*, Бональда, Галлера. Более
всего их привлекают идеи, направленные против равенства, свободы, просвещения,
демократии, апология социальной иерархии, исторического застоя, политического
бесправия масс, власти церкви, содержащаяся в трудах реакционных и
консервативных мыслителей конца XVIII — начала XIX в. |
Реклама: |