|
Бёрк, как и реакционные
идеологи, противопоставлял рационалистическим идеям Просвещения традиционализм
и историзм, убеждение в неодолимости хода истории, не зависящего от человека. В
применении к истории права это противопоставление получило развитие в учении
исторической школы права. § 4. Историческая школа праваС критикой рационализма
теории естественного права и свойственной Просвещению веры во всесилие закона в
начале XIX в. выступил ряд немецких юристов, создавших историческую школу
права. Представители исторической школы доказывали, что нет естественного
права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не
зависящие от разума. Само право — историческое наследие народа, которое не
может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права
является не закон, произвольно принимаемый, изменяемый, отменяемый
государством, а обычай, выражающий дух народа. Основателем исторической
школы права был профессор права в Геттингене Густав Гуго
(1764—1844). В книге "Учебник естественного права, или философия
положительного права" Гуго оспаривает основные положения теории
естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду
оснований. Во-первых, таких договоров
никогда не было — все государства и учреждения возникали и изменялись другими
путями. Во-вторых, общественный договор практически невозможен — миллионы
незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном
подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о
повиновении еще не известным людям. В-третьих, концепция общественного договора
вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит
от исследования ее исторического происхождения из договора. Власть и право возникали
по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они
признаются не безусловно, а только временно правомерными, однако то, что
признано или признавалось множеством людей, не может быть совершенно неразумно. Право, писал Гуго, возникает
из потребности решения споров. Юридический порядок — такой порядок, при котором
возникающие споры решаются третьим лицом. Это решение споров предоставлено
власти; признак права — принуждение, но право — не только установление
государства. Независимо от законодательной власти с древних времен существует и
развивается обычное право, преторское право. В статье "Являются ли
законы единственными источниками юридических истин" Гуго сравнивает право
с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и
предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к
обстоятельствам подходит именно это слово, правило. Право развивается как правила
игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не
предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игр возникают и
постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций.
Кто их автор? Все — и никто. То же и право — оно
складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа.
Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны. Множество законов и
договоров никогда не выполняется. Сколько раз в Геттингене власть
переименовывала улицы — но все их привычно называли и называют по-старому.
Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права. В конкретно-исторических
условиях эта концепция была апологией феодального обычного права,
сохранявшегося в Германии. Гуго оправдывал рабство, считал положение раба
лучшим, чем положение бедняка, обосновывал право государства ограничивать
свободу мыслей и вообще любую свободу во имя общественного блага. Еще одним представителем
исторической школы права был профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савинъи (1779— 1861). В 1814 г. была опубликована
брошюра юриста Тибо с призывом созвать съезд юристов, теоретиков и практиков,
для разработки общего для всей Германии гражданского уложения. Савиньи ответил
Тибо в том же году брошюрой "О призвании нашего времени к законодательству
и правоведению". |
Реклама: |