|
От вотчинных княжеств
отличаются военные монархии, возникшие из власти независимого предводителя
дружины, а также духовные монархии, основанные на власти церкви. Республики, по
Гал-леру, возможны в небольших странах и представляют собой добровольные
товарищества. В любом государстве
необходима аристократия: в вотчинных княжествах — землевладельческая, в военных
— военная, в духовных — духовная, в республиках — патрициат. Идеалом Галлера
были мелкодержавный княжеский абсолютизм и феодальные институты, существовавшие
в средние века. Он призывал возродить господство духовной власти над светской,
называл католицизм единственно истинной формой христианства (протестантизм
революционен), свободу печати считал пагубным софизмом, утверждал, что
революционные и противореволюционные учения соотносятся как неверие и вера. § 3. Традиционализм Э. БёркаС осуждением Французской
революции и идей Просвещения выступал английский парламентарий и публицист
ирландец Эдмунд Бёрк (1729—1797). В 1790 г. Бёрк опубликовал
книгу "Размышления о революции во Франции", содержащую полемику с
ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения и одобрявших
события во Франции. Изданная в относительно спокойный период французской
революции, когда казалось, что страна твердо встала на путь конституционного
строительства, эта книга поначалу не пользовалась успехом. По мере развития
событий во Франции, подтвердивших худшие опасения и предсказания Бёрка,
стремительно возрастала популярность его сочинения. Книга была переведена на
французский и на немецкий языки и вызвала много откликов, из которых наиболее
известно сочинение Т. Пейна "Права человека" (см.гл.15). Бёрк порицал Национальное
собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава (оно, писал Бёрк,
состоит из провинциальных адвокатов, стряпчих, муниципальных чиновников,
врачей, деревенских кюре), но и еще более за стремление отменить во Франции
сразу весь старый порядок и "одним махом создать новую конституцию для
огромного королевства и каждой его части" на основе метафизических теорий
и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками (или
политическими литераторами)", как Бёрк называл философов Просвещения.
"Было ли абсолютно необходимо опрокидывать все здание, начиная с
фундамента, и выметать все обломки, чтобы на той же почве воздвигнуть новую
экспериментальную постройку по абстрактному, теоретическому проекту?", — спрашивал
Бёрк. Он утверждал, что
совершенствование государственного строя всегда должно осуществляться с учетом
вековых обычаев, нравов, традиций, исторически сложившихся законов страны.
Задача сильных политических умов — "сохранять и одновременно реформировать".
Однако французские революционеры склонны в полчаса разрушить то, что
создавалось веками. "Слишком сильно ненавидя пороки, они слишком мало
любят людей". Поэтому лидеры революции, делал вывод Бёрк, стремятся
разбить все вдребезги, смотрят на Францию как на завоеванную страну, в которой
они, будучи завоевателями, проводят самую жестокую политику, презирая население
и рассматривая народ лишь в качестве объекта своих опытов. "Парижские
философы, — отмечал Бёрк, — в высшей степени безразличны по отношению к тем
чувствам и обычаям, на которых основывается мир нравственности... В своих
опытах они рассматривают людей как мышей". "Честный реформатор не
может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может
писать все, что ему заблагорассудится". "Их свобода — это
тирания,— писал Бёрк о французских революционерах; — их знание — высокомерное
невежество, их гуманность — дикость и грубость". Особенные возражения Бёрка
вызывали дискуссия о правах человека и само понятие "права человека":
"Права, о которых толкуют теоретики, — это крайность; в той мере, в какой
они метафизи-ски правильны, они фальшивы с точки зрения политики и
морали". Бёрк утверждал, что права людей — это преимущества, к которым
люди стремятся. Их нельзя определить априорно и абстрактно, поскольку такие
преимущества всегда зависят от конкретных условий разных стран и народов, от
исторически сложившихся традиций, даже от компромиссов между добром и злом,
которые должен искать и находить политический разум. К тому же реально
существующие права людей включают как свободу, так и ее ограничения (для
обеспечения прав других людей). "Но поскольку представления о свободе и
ограничениях меняются в зависимости от времени и обстоятельств, — писал Бёрк, —
возможно бесконечное количество модификаций, которые нельзя подчинить
постоянному закону, то есть нет ничего более бессмысленного, чем обсуждение
этого предмета". |
Реклама: |