|
Аналогичные идеи содержались
в произведениях французского политического деятеля виконта де Бональда
(1754—1840). Как и де Местр, де Бональд заявлял, что революция произошла от
ослабления веры в бога. Революцию он называл разложением общества, властью
злодеев и палачей, самым страшным деспотизмом, известным истории. Бональд писал, что законы
человеческих обществ вытекают из природы человека вообще, в силу чего
политические общества могут иметь только одно естественное устройство. Законы
такого общества выражают божью волю, природу человека и общую волю. Цель любого
общества — охрана лица и имущества. Но эта цель не может быть достигнута, если
обществом управляет частная воля. Бональд критикует современных ему философов
за индивидуалистические начала их теорий. Он стремится построить философию не
индивидуального, а общего, философию не "меня", а "нас". Естественным устройством
общества, основанного на природе вещей, по утверждению Бональда, является
монархия. Ее прообраз и основной элемент — семья. Монарх направляет общую силу
в соответствии с общей волей, Коль скоро общественная воля едина, власть не
может быть разделена. Различные отрасли этой власти — лишь разные ее
проявления. В законодательной власти в устроенном государстве надобности вообще
нет. Поскольку законы — необходимые отношения, вытекающие из природы вещей,
законодателем должна быть сама природа вещей, а не лицо и не собрание. Монарху
принадлежит общая охранительная власть. Учреждения, необходимо
вытекающие из природы вещей, сложились исторически и, по мнению Бональда,
существовали в Древнем Египте и у германцев. В Древнем Египте они были искажены
ложной религией, а у германцев достигли полного развития. Им свойственны
государственная религия, наследственная монархия, наследственные отличия и
привилегии. В таких государствах все зависело от общей воли, ничто — от
частной. Монарх мог взимать налоги лишь с согласия представителей сословий. От
монарха не зависели дворянство, духовенство, города с их цеховым устройством,
верховные суды, высшие должности в государстве (они были собственностью).
Монарх был подчинен законам. Идеал Бональда —
средневековая сословно-представительная монархия с сильной ролью церкви. Все остальные государства он
относил к неустроенным обществам, которых много, ибо истина одна, а ошибок
множество, общая воля единообразна — частные воли бесконечно разнообразны
потому, что частная воля всегда извращена. В неустроенных обществах
царят частные воли, борющиеся между собой. Там существует законодательная
власть, поскольку в таких государствах законы выражают человеческий произвол, а
не природу вещей. В республиках все индивидуально, нет ничего общественного,
господствуют частные воли. Демократия вообще тождественна деспотии. И в том, и
в другом государстве царят страсть к разрушению наследственных преимуществ,
стремление к всеобщему уравнению; деспотизм толпы обычно приводит к деспотизму
одного лица. Бональд — клерикал, причем
клерикал воинствующий: религию он считал необходимой основой всех учреждений,
воспитания и образования. Государство и религию он рассматривал как "две
узды, необходимые для сдерживания страстей человеческих". Многие его
рассуждения строятся по канонам схоластики. Так, он стремился свести все к
началу троичности (в космологии бог — причина, движение — средство, тела —
действие; в государстве этому соответствуют правительство, чиновники,
подданные; в семье — отец, мать, дети). Даже Декларацию прав человека и
гражданина он предлагал заменить Декларацией прав бога, поскольку "бог —
автор всех совершенных законов". И все же в его теоретических построениях
обнаруживается та своеобразная форма борьбы с противостоящим мировоззрением,
которая заключается, в воспроизведении оспариваемых идей в своей системе
взглядов, в придании им чуть ли не противоположного звучания. Таковы его
рассуждения о законах, необходимо вытекающих из природы вещей (Монтескье), об
общей воле и частных волях (Руссо?), о прямом правлении законов природы и
недопустимости малейшего отклонения от них (Морелли??)- |
Реклама: |