|
Как идеолог раннего
либерализма, Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению
индивидуальной свободы: "Под благом государства следует понимать состояние
наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает
стремиться разум своим категорическим императивом". В задачу
государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан
(подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят
"по своим понятиям сделать народ счастливым"). Кант выделяет в государстве
три главных органа — по изданию законов (парламент), их исполнению
(правительство) и охране (суд). Идеалом организации государства для него
служила система разделения и субординации властей. В свою очередь данный
принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм государства на
республиканскую и деспотическую. "Республиканизм
есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от
законодательной; деспотизм — принцип самовластного
исполнения государственных законов, данных им самим". Традиционной
классификации форм государства по числу правящих лиц (на монархию, аристократию
и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а
не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции монархия
оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот,
деспотией, если таковое отсутствует. Сочинения Канта содержат ряд
положений (например, о суверене наряду с народом), которые свидетельствуют о
том, что будущее устройство Германии представлялось ему в виде конституционной
монархии. Обсуждая способы перехода к
идеальному государству, философ категорически отверг путь насильственной
революции. Правового состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь
противоправными средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во
Франции вызывали у него "чувство полного ниспровержения всех правовых
понятий". В связи с этим Кант доказывал необходимость "подчинения
ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение", и призывал
добиваться преобразований в государственном строе мирным путем, с помощью
постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновывала проведение
буржуазной революции легальными методами. Будущее развитие
человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых
республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила
основную тенденцию политического развития в XIX в. — переход к парламентским
формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был
далек от того, чтобы рассматривать образование правового государства как
ближайшую перспективу. "Совершенное правовое устройство у людей — это вещь
в себе", — указывал он. Учение Канта о праве и
государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом
итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Кант соединил
политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных
течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической
системы, которая с трудом поддавалась критике. Кантовскую философию называют
иногда немецким вариантом оправдания Французской революции. В учении о международном
праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без
захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на
принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств.
Призывы Канта признать за людьми "права всемирного гражданства"
намного опережали свое время. § 3. Учение Гегеля о государстве и правеФилософское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет
собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. |
Реклама: |