|
В
основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и
априорного видов познания*. * Латинский термин a priori дословно означает "из
предшествующего". В философской традиции так принято называть знания,
которые предшествуют опыту либо не зависят от него. Познание человеком
окружающего мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных ощущений. Однако
эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних
признаках изучаемого предмета — его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью
разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и
причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и
априорное познание суть одно и то же", — писал он. На принципиально иных
постулатах строится практическая философия Канта, в которой рассматриваются
проблемы поведения человека. В этике и учении о праве — составных частях
практической философии — главенствующая роль принадлежит априорным идеям. Если
в познании природы, утверждал Кант, "источником истины служит опыт",
то законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между
людьми. Научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать
поэтому в принципе невозможно. Задача моральной философии состоит в том, чтобы,
исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен
следовать в своем эмпирическом существовании. С вопросом о том, каков всеобщий
критерий справедливости, юрист никогда не справится, "если только он не
оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в
одном лишь разуме". При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией
права становится наукой. В учении Канта поднималась, иначе говоря, проблема
научного статуса этики, были поставлены вопросы о своеобразии методов,
используемых в теории права, по сравнению с методами естественных наук. Разработанная Кантом
методология критического рационализма существенно отличалась от рационалистических
концепций, выдвинутых просветителями XVIII в. Кант разошелся с ними прежде
всего в трактовке разумной природы человека. Согласно его взглядам разум как
отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в
человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. В его
доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс,
в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость
от природы и обретает свободу. Кант показал также, что в совершенствовании
культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует
бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои
собственные цели. Отсюда делался вывод: разумное есть нарастающий итог
культуры, а не обобщение существующей практики. Обоснование этих идей
явилось крупным шагом вперед по пути постижения специфики социальных законов и
особенно того из них, в соответствии с которым субъективные намерения людей не
совпадают с объективным результатом истории. Социальная доктрина Канта, правда,
по-разному интерпретировалась последующими мыслителями. Она послужила
источником как учений о диалектике общественного процесса, соотношении в нем
исторического и логического (Гегель, Маркс), так и концепций,
противопоставлявших естественные и общественные науки (различные школы
кантианства). Еще одна особенность
кантовского рационализма связана с тем, что философ отказался выводить
нравственность и право из теоретического знания. В этом отношении он следовал
демократической традиции, заложенной Руссо. Кант воспринял руссоистскую идею о
том, что носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было
исключений, но пересмотрел позицию Руссо относительно источника морали.
Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает
практический разум, или свободная воля людей. Новизна такого подхода
заключалась в том, что удерживая
демократическое содержание руссоизма, он позволял восстановить
рационалистические приемы обоснования этики и права. |
Реклама: |