|
В целом для эпохи и
идеологии "просвещенного абсолютизма" характерно противоречие между
словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и
стремлением укрепить и усилить реакционные феодально-крепостнические
учреждения. Во второй половине XVIII в. уже раздавались голоса о невыгодности
земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим было
порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без земли; нередки были
сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного
от помещичьего произвола можно было, только ограничив право собственности и
господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его
органической связи с крепостничеством. В период завершения строительства
военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны
были не столько помещики — "рачительные хозяева", сколько
полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного
крестьянства. В процессе и в результате
"примерки" к общественному сознанию господствующего класса
освободительных идей выработался особенный тип вольтерьянца-крепостника,
знающего новинки просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой
античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии; сочувственно
следящего за борьбой народа Соединенных Штатов за независимость, осуждающего
торговлю неграми в Америке, но непримиримо враждебного к самой мысли о
признании человеческого достоинства принадлежащих ему крепостных,
предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и
собственности на людей. Если официальной доктриной "просвещенного
абсолютизма" были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией
стал макиавеллизм. "Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот",
— поучала Екатерина II своих высших
сановников. § 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. М. М. ЩербатовПолитика абсолютизма, хотя и
отвечавшая интересам дворянства в целом, порой не вполне соответствовала
настроениям и пожеланиям части верхушки класса феодалов. Родовитая знать была
довольна самодурством самодержцев, заносчивостью и произволом
фаворитов-временщиков. Гвардия, бывшая своеобразным представителем господствующего
сословия, надежно охраняла общие интересы дворянства; однако отстраненность
вельможной знати от замены одного самодержца другим, неупорядоченность этого
процесса, его стихийность и случайность, вознесение некоторых фаворитов порой с
самых низов феодальной иерархии на ее вершины, наглость выскочек и
пренебрежительное отношение к родовитым феодалам порождали нечто вроде
аристократической реакции на чрезмерную самостоятельность абсолютистского
государства. Родовитая знать чувствовала
себя обойденной в государственных делах, почестях и назначениях; из ее среды
раздавались жалобы на дерзость и нахальство временщиков, раздраженные сетования
на то, что "знатность затмевается фавором", что действует "более
сила персон, чем власть мест государственных", что даже и "престол
зависит от отворения кабаков для зверской толпы буян, охраняющих безопасность
царской особы". Особенностью
феодально-аристократической идеологии были попытки использовать передовую
идеологию Просвещения для критики становящегося реакционным абсолютизма с еще
более реакционных позиций. Ссылки на естественность свободы и равенства
причудливо соединялись с обоснованием крепостничества и привилегий родовой
знати, осуждение с позиций "общего блага" деспотизма служило
обоснованием требования "основать политическую свободу для одного
дворянства". Во второй половине XVIII в.
продолжалось составление проектов, суть которых сводилась к тому, чтобы
"ограничить самовластие твердыми аристократическими институциями",
создать ограниченную по образцу Швеции монархию, реформировать Сенат и (или)
учредить при монархе императорский совет, установить в России "законы
непреложные, законы фундаментальные, непременные государственные законы"
(проекты Н. И. Панина, Д. И. Фонвизина и др.). |
Реклама: |