|
Во второй половине XVIII в.
завершалось законодательное оформление крепостничества, которое в России не
отличалось от рабства. Крепостным было запрещено жаловаться на помещиков,
последним — предоставлено право ссылать крепостных в Сибирь. Крестьянская война
1773—1775 гг. против помещиков была жестоко подавлена правительством.
Завершением крепостничества было прикрепление к земле крестьян Украины (1783
г.). Политико-правовая идеология
образованных классов этого периода развивалась под сильным влиянием идей
Просвещения Западной Европы, особенно Франции. § 2. Идеология "просвещенного абсолютизма"Первые годы правления
Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей
для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение
либеральной фразеологии и контакты с просветителями (переписка с Вольтером и
Даламбером, приглашение в Россию Дидро и др.) имели цель не только оправдать в
глазах просвещенной Европы незаконное воцарение Екатерины II, но и повысить общеевропейский престиж
Российской империи, обосновать активную и независимую внешнюю политику. Порицая "вред
предыдущего самовластия", Екатерина II не скупилась на обещания
"учредить добрый порядок и утвердить правосудие в любезном нашем
Отечестве". В 1767 г. была созвана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения
(Уложéнная комиссия),
в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Стремясь
предстать перед общественным мнением России и всей Европы как "философ на
троне", "мудрый законодатель", Екатерина II подготовила для этой
Комиссии обширный "Наказ", большая часть текста которого (примерно
три четверти) воспроизводит фразы, идеи, тексты западноевропейских
просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа. Первоначальный текст
"Наказа" по желанию императрицы более чем наполовину был сокращен ее
приближенными. В "Наказе"
содержится ряд декларативных положений, неосуществимых в
самодержавно-крепостнической стране: равенство граждан, состоящее в подчинении
общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность
граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею
же положенными, власть законов и др. Декларативные положения "Наказа"
должны были свидетельствовать о просвещенности российского монарха и
способствовать приобщению России к ведущим цивилизованным державам. "Россия есть
европейская держава", — провозглашалось в самом начале "Наказа".
Екатерина II стремилась дать обоснование самодержавного правления в духе идей
Просвещения. Для этого используются ссылки на особенности географического
положения страны: "Российская империя есть столь обширна, что кроме
самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей... Пространное
государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным
правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но вконец
разорительно". Воспроизводя в
"Наказе" тексты книги Монтескье "О духе законов", Екатерина
II местами существенно их искажает, заменяя слово "деспотизм" словом
"самодержавие". Искажена и запутана в "Наказе" концепция
разделения властей как гарантии политической свободы; оно подменено
разграничением компетенции различных ведомств и государственных органов,
представляющих собой "протоки, через которые изливается власть
государева". Самодержавное правление, говорится в "Наказе",
стремится не лишить людей "естественной их вольности", а направить их
действия к "общему благу". В этих целях оно поддерживает
промышленность и торговлю, развивает просвещение. В "Наказе" даны
торжественные обещания издать законы, улучшающие положение народа:
"Самодержавных правлений намерение и конец есть — слава граждан,
государства и государя". |
Реклама: |