|
Однако логика
освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность
республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание
сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного
монарха. Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать
широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный
орган законодательной власти, который под давлением избирателей может принять
"произвольные решения". Эта же идея содержалась в предложении
Гамильтона сделать членов Верховного суда независимыми и пожизненными, а
назначаемых президентом министров практически не ответственными перед
парламентом. Сам парламент мыслился им
как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким
имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на
просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами
общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и
неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе
принадлежит право быть представленным в высших государственных органах. Только
богатые способны обеспечить стабильность политического строя, ибо любые
изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же простому народу
возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к
ошибкам и заблуждениям из-за неразумности и непостоянства масс и тем самым
ослабит государство. Не все идеи Гамильтона были
восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное
право, отнесенное к компетенции штатов). Но как общая направленность, так и
большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным
конвентом. В связи с этим следует обратить внимание, что из 55 членов
Конституционного конвента только 8 участвовали в принятии Декларации
независимости. Поэтому понятно, что Конвент поддержал Гамильтона, возражавшего
даже против включения в текст Конституции Билля о правах, хотя такие билли уже
содержались в конституциях штатов—учредителей США. Среди федералистов —
сторонников Гамильтона нужно отметить и других активных участников Войны за
независимость, II Континентального конгресса и Конституционного конвента — Д.
Адамса (второй президент США), Дж. Мэдисона (основной автор Билля о правах и
четвертый президент США, правда, перешедший от федералистов к
антифедералистам), Дж. Джея (председателя Верховного суда). Свои взгляды они вместе с
Гамильтоном излагали в сборниках "Федералист", имевших большое
влияние на просвещенных людей того времени, и в отдельных научных работах.
"Федералист" отстаивал идею сильной центральной федеральной власти и
систему ее организации в духе Конституции 1787 г. Адамс в памфлете "Мысли
о правительственной власти" (1776 г., т.е. до принятия Конституции)
защищал идею "сдержек и противовесов", легшую в основу Конституции,
как средство достижения равновесия и взаимодействия властей. Был близок федералистам и Бенджамин Франклин (1706— 1790) — один из выдающихся
деятелей Войны за независимость, чьи
политические памфлеты имели громадный успех. До Войны за независимость
позиции Франклина, находившегося под влиянием Локка, были достаточно умеренными.
Во время англо-французской войны (1759 г.) он выступал за представительство
колонистов в английском парламенте и отмену законов, препятствовавших
экономическому развитию колоний, а также за создание федерации колоний с
выборным общим собранием и президентом, назначаемым английским правительством.
Перед Войной за независимость Франклин переходит в решительную оппозицию к
английским властям, выдвигает идею Гомруля — самоуправляющихся колоний, которые
он в 1769 г. предложил назвать штатами, и призывает к вооруженной борьбе против
Англии. Франклин участвовал в составлении "Статей конфедерации" как
сторонник федерализма с широким самоуправлением членов федерации. Эту идею он
последовательно отстаивал в Конституционном конвенте. |
Реклама: |