|
Джефферсон критиковал
капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев
населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного
капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство.
Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров.
Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла
большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за
независимость. Еще большее значение имело
то обстоятельство, что Джефферсон был основным автором проекта Декларации
независимости — конституционного документа, который, исходя из демократической
и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал
правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного,
независимого государства. В комитет по подготовке проекта Декларации кроме
Джефферсона входили Адаме, Франклин, Шерман и Левингтон, но они поручили
подготовить проект ему. Разрыв с религиозными
представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи
(упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в
ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и
право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало
Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом
своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил
феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически
феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в
североамериканских колониях. Для Джефферсона как автора
Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что
они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых
жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле
Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось
унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права —
феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический
смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие
колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов. В перечне названных в
Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности,
содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса.
Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна,
которого в американской исторической литературе иногда называли автором
Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором
является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности
приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам
человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное
практически-политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации,
Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их
представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке
конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы
колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не
свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии
собственности; главным для них была не столько абстрактно-теоретическая свобода
от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому свобода как естественное
и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это
учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации
независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться
своими материальными благами, т.е. право на собственность. Правительство, писал
Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных
прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа
повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета,
Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства
(создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ
вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее
правительство), что "долгом и правом" людей является свержение
правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и
обосновано убедительно. |
Реклама: |