|
В процессе развития
революции некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель)
либо сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства
Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились термины
"коммунисты", "коммунизм". Эти проекты сколько-нибудь
широкой поддержи и известности в тот период не получили. § 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"Переворот 9 термидора (27
июля 1794 г.) положил конец якобинскому террору. Вскоре были отменены законы
якобинской диктатуры, ограничивавшие цены на товары и размер заработной платы
("максимумы"). Якобинцы, уцелевшие после переворота, под разными
предлогами изгонялись из Конвента, а депутаты жирондистов возвращались в
Конвент. В 1795 г. была принята новая Конституция, упразднявшая не только
аппарат якобинской диктатуры, но и ряд демократических завоеваний
предшествующего периода революции, вводившая имущественный ценз, ценз
оседлости, ряд возрастных цензов. По Конституции 1795 г. исполнительную власть
осуществляла Директория (из пяти человек). Отмена якобинских
"максимумов" и других мер, сдерживавших развитие торговли и
промышленности, привела к бурному развитию капиталистических отношений.
Коммерческий ажиотаж и спекуляция резко ухудшили положение трудящихся;
правительство (Исполнительная директория) жестоко подавляло выступления
народных масс, требовавших "хлеба и Конституции 1793 года". В марте 1796 г. Бабёф,
Марешаль и другие революционеры создали "Тайную директорию общественного
спасения" для продолжения революции и установления подлинного равенства
(впоследствии общество называлось "Повстанческий комитет общественного
спасения"). Общество создавало и распространяло революционные и
демократические сочинения, стремилось объединить силы народа с силами армии.
Были составлены документы, определявшие конечную цель революции, способы
достижения этой цели, а также разработаны меры, подлежащие немедленному
осуществлению в момент восстания. В мае того же года заговор был раскрыт; Бабёф
и Дартэ были осуждены к смерти и казнены, другие участники заговора приговорены
к ссылке: "Влачите жизнь, полную несчастий, вдали от родины, в знойном и
убийственном климате". Признанным руководителем и
теоретиком тайного общества был Гракх Бабёф
(1760—1797). Его авторитет был настолько высок, что участников заговора часто
называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом. Программным
документом общества стал "Анализ доктрины Бабёфа, народного трибуна,
преследуемого Исполнительной директорией за то, что он высказывает
правду". Бабёф и его единомышленники
писали, что богачи завладели государством "и в роли хозяев диктуют
тиранические законы бедняку, скованному нуждой, униженному невежеством и
обманутому религией". Бабувисты ясно выражали мысль, что при сохранении
частной собственности "для множества людей пользование их при вами будет
оставаться почти иллюзорным", поэтому равенство перед законом является
"условным равенством", "красивой и бесплодной фикцией
закона". Бабёф, поначалу одобривший
свержение Робеспьера, прекращение террора и роспуск Якобинского клуба, вскоре
изменил свои взгляды. Под влиянием опыта якобинской диктатуры бабувисты
разработали план революционного правительства, необходимого на период
искоренения частной собственности, организации общества на основе подлинного
равенства и общественной собственности. Началом этого периода будет свержение
Исполнительной директории. Бабувисты предполагали
начать восстание в Париже, откуда революционное движение "легко сообщилось
бы демократическим элементам во всей республике". В день восстания должен
был быть учрежден Национальный конвент, состоящий из революционеров. |
Реклама: |