|
Глава 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.§ 1. ВведениеИдейная борьба во Франции
XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным
мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой
борьбы наиболее отчетливо проявлялись общие закономерности и тенденции,
определившие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных
революций. Причин тому несколько. Экономические причины,
обусловившие остроту идейной борьбы в период подготовки и проведения
Французской революции 1789— 1794 гг., коренились в особенностях
капиталистического развития страны. К началу XVIII в. Франция становится одним
из крупнейших центров европейской торговли. Ее промышленность, благодаря
оживленным связям с другими странами, начинает развиваться ускоренными темпами.
В то же время во Франции сохранились многочисленные пережитки крепостнических
отношений (сеньориальные владения, остатки серважа и др.), которые
препятствовали расширению внутреннего рынка. В середине XVIII в. Франция
оказалась средоточием социально-экономических противоречий между отжившим
феодальным строем и набиравшим силу капитализмом. Основной политической
причиной обострения идейной борьбы накануне революции явилась сложившаяся в
стране расстановка общественных сил. Восходящей буржуазии во Франции
противостояла абсолютная монархия, которая достигла зенита своего могущества.
Для завоевания власти французское бюргерство вынуждено было искать социальную
поддержку и охотно шло на объединение с народными массами. Поднимая народ на борьбу с
абсолютистским режимом, нарождающаяся буржуазия выступала во главе третьего
сословия, к которому принадлежали тогда все непривилегированные слои населения
(буржуа, крестьяне, рабочие, городская беднота и др.). Широкое участие народных
масс в революционном движении обеспечило ему небывалый размах, подталкивало к
проведению в стране радикальных общественных преобразований, а также
способствовало более глубокому, по сравнению с революцией в Англии,
размежеванию позиций в самом антифеодальном лагере. Среди причин идеологического
порядка, обусловивших ход идейной борьбы в предреволюционной Франции, решающую
роль сыграло то, что в религиозных войнах, охвативших страну на рубеже XVI—XVII
вв., победу одержал католицизм. Католическая реакция, перейдя в наступление,
разжигала в верующих религиозную нетерпимость и фанатизм. В этих условиях
борьба прогрессивных сил общества с теологическим мировоззрением приобрела
непримиримый характер и была доведена до полного отрицания христианства. Программу антифеодального
движения во Франции разрабатывали представители различных политических
направлений: просветители, революционные демократы и др. Просветительство как идейное
движение представляет собой закономерную ступень в развитии политической
идеологии. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической
подготовки перехода к буржуазному строю, когда в стране еще не сложилась
революционная ситуация. Просветительские учения выражали интересы тех социальных
слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью
распространения знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса
феодального строя из просветительства выделилось революционно-демократическое
направление политической мысли. Интересы малоимущих слоев
населения нашли отражение в идеологии коммунизма, представители которого
продолжили разработку проектов организации государства и законов, основанных на
общественной собственности. § 2. Политико-правовая программа ВольтераОбщепризнанным лидером
французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер
(псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю
общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви,
религиозного фанатизма и мракобесия. Мировоззрение Вольтера
окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По
возвращении на родину им были написаны "Философские письма"
(первоначальное название — "Письма об англичанах"), стяжавшие ему
европейскую известность. В "Письмах" он пропагандировал передовые
английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и
государственное устройство Англии. "Философские письма" явились, по
сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в
них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в
исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в
многочисленных памфлетах. |
Реклама: |