|
Обоснование естественных
прав, выражавших основные принципы гражданского общества в области права
(свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя
либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти,
обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков
парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства
охранительными функциями кладет начало идеям правового государства. Гуманистическое содержание
политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных
прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал
мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в.
важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до
того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная
Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не
зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда
существенно пополнился перечень формальных прав и свобод правами и свободами
социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу
и формального, но фундаментально-генетического основания. § 7. ЗаключениеГлавным итогом XVII в. в
идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права,
выразившей основные принципы гражданского общества. В теории естественного
права получили развитие идеи XVI в. о природе человека, его страстях и разуме
как об основе и движущих силах политики. Существенное достижение и основа
теории естественного права XVII в. — идея всеобщего естественного равенства
людей. Впервые в многовековой
истории человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о
всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и
происхождения. Этим теория естественного права Нового времени существенно
отличалась от идей "права природы" античных философов и политическиx мыслителей. В противоположность
христианским авторам Средневековья, традиционно видевшим в "свободной воле
людей" источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного
права считали свободу воли, направляемой разумом, основой общежития, отношений
между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов
поведения и потому должен нести ответственность за свои действия. Рационалистический подход к
государству, попытки использовать категории частного права для объяснения
причин его возникновения и существования ввели в содержание политико-правовых
теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию
естественного состояния, перспективную для последующего исследования
догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и
обязательств власти и народа. В политико-правовой
идеологии Западной Европы XVII в. по существу была сформирована и теоретически
обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой
заняло несколько веков и в масштабах человечества далеко не завершено. В конце XVII века был
обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим
для последующей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути
реализации этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы
защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического
государства, постановка вопроса о материальных гарантиях прав и свобод, защиты
человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве. XVII век стал громадным
шагом вперед в развитии учений о праве и государстве. В процессе преодоления теологического
мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики; рационалистически
ставились и решались проблемы соотношения личности, права и государства,
обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государства и права, об
их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями и
социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве
обусловил ярко выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права
XVII—XVIII вв., непререкаемое положение о ценности личности, о подчиненности
права и государства земным интересам людей. |
Реклама: |