|
Ученые и лица, сведущие в
какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию
должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафизик)
— всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах,
ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь)
ему помогают три соправителя: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость
— руководит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием,
деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и
др.). Коллегии высших должностных
лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности,
Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт,
Астроном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие
должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие,
Усердие, Бодрость, и т.д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение
и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают
споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и
обучают подрастающее поколение. В Городе Солнца дважды в
лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего
возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается
высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете
обсуждаются все важные вопросы жизни государства. Весьма оригинальны мысли
Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов.
Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими
мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из
соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может
высказаться за избрание или против него; решение о назначении на должность
выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители
соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов). Большому Совету принадлежит
право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще
обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц — здесь ему
принадлежит решающее слово. Как видно, Кампанелла, считавший для исполнения той
или иной должности необходимыми специальные познания, четко понимал, что даже и
наличие таких познаний не дает права оставаться в должности лицу, не
завоевавшему популярности у сограждан. Должностным лицам помогают
советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут
летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда
астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой). В Городе Солнца существуют
право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст
законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие.
Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. "Они
преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу,
леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее
чумы". Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять
свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают
отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не
допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку. Кампанелла порицал аморализм
политиков и тиранов, придумавших понятие "государственная
необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им
правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой
закон". Кампанелла с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за
Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все
ученые и государи суть политики — макиавеллисты". Представления Кампанеллы о
путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким
мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения
необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их
(соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, как и Утопию Томаса
Мора, "образцом для посильного подражания", государственным
устройством, "открытым посредством философских умозаключений". |
Реклама: |