|
Государство стремится
обойтись без лишних запретов и регламентации. Имеются общественные столовые, но
можно готовить пищу дома. "Хотя никому не запрещено обедать дома, но никто
не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд
на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова
роскошная и обильная". Государство широко использует меры поощрения лиц,
совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом
граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с
тем обязанность сифогрантов — наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы
каждый усердно занимался своим ремеслом. Новы и оригинальны
рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной
собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны;
поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У
утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме
того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его
толкование". "Утопийцы считают в высшей степени несправедливым
связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит
возможность их прочтения или темнота — доступность понимания для всякого". Очень своеобразно для своего
времени Мор решает проблему наказания. Протестуя против применения смертной
казни за кражу, Мор противопоставлял жестокому законодательству современной ему
Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым преступников не
казнят, а присуждают к общественным работам. Аналогичное законодательство
существует в Утопии; утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в
"рабство". Рабство, о котором идет речь
в "Утопии", — совсем не то рабство, которое было известно Античному
миру, — оно не пожизненно (князь или народ могут смягчить или прекратить
рабство раскаявшихся и исправившихся преступников) и не наследственно. "По
мнению утопийцев, оно является достаточно суровым для преступников и более
выгодным для государства, чем спешить убить виновных и немедленно устранить их.
Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример
их отпугивает на более продолжительное время других от совершения подобного позорного
деяния". Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках,
и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабы закованы в
золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам) и
выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т.п.). Однако рядом с
ними трудятся свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы:
"Чем более они несут рабский труд, тем больший почет получают от
остальных". Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы
— более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время
смертная казнь. К войнам Мор относился
отрицательно. Политике феодальных монархов, помышлявших в основном о
завоеваниях и военной славе, он противопоставлял миролюбие утопийцев.
"Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием воистину зверским...
вопреки обычаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени
бесславным, как славу, добытую войной". Мор осуждал вероломство
внешней политики современных ему правителей, которые находят каверзы в словах
договоров, хитро их перетолковывают, изыскивают лазейки для увертки от договора
и от верности. Описывая эти ухищрения монархов и их советников, Мор замечал:
"А окажись такое лукавство, или скорее обман и коварство, в соглашении
частных лиц, то эти же самые лица стали бы весьма высокомерно кричать, что это
— святотатство и заслуживает виселицы". В те же годы, когда
Макиавелли писал свои сочинения, в которых обосновывалась необязательность
общепризнанных норм морали для правителей и государственных деятелей, Мор
ставил и решал ту же проблему противоположным образом. Он подверг критике
основное положение, из которого вырос макиавеллизм, — противопоставление сферы
политики нравственным связям частных лиц. Не зная произведений Макиавелли, Мор
опровергает их основную идею — представление о том, что в государственной
деятельности действуют какие-то особые нормы справедливости, отличные от
общепризнанных норм морали. |
Реклама: |