|
§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политикеОдним
из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо
Макиавелли* (1469—1527). * В ряде изданий последних лет эта фамилия пишется —
Макьявелли. Макиавелли долгое время был
должностным лицом флорентийской республики, имеющим доступ к ряду
государственных тайн. Жизнь и деятельность
Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей
самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в
XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с
развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка
этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего округа,
создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных
торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других
странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали
силы итальянских городов. В Италии не сложилось единое
государство — на ее территории существовали городские республики, папское
государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась
нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции
учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После установления во
Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. В последний период
жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы
политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия",
"Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические
("История Флоренции") его перу принадлежит ряд художественных
произведений. Сочинениями Макиавелли
положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое
учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных
ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об
интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал,
что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру
древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем.
"Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это
происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются
людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они
неизбежно должны давать одинаковые результаты". Природа человека одинакова
во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной
человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения,
история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их
стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны
основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. "Природа создала людей
таким образом, — писал Макиавелли, — что люди могут желать всего, но не могут
всего достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны
и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует
рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное. Государство (независимо от
его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и
подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо,
если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх
подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве
Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт
политики. В центре внимания Макиавелли
— реальная способность правительства повелевать подданными. В книге
"Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических
рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и
социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и
других государств. |
Реклама: |