|
Кроме того, Магмет-салтан
навел порядок в своем войске. Он установил, что воинов судят командиры их
полков — паши, причем судят "беспошлиннно и беспосулно, и суд их
совершается вскоре". А чтобы государство его не ослабело, воины с коней не
слезают и оружия из рук не выпускают. За это турецкий властитель веселит всегда
сердце их своим жалованьем царским и продовольствием. Как пишет Пересветов,
Магмет-салтан сказал однажды своим воинам: "Не скорбите, братие, службою,
мы же без службы не можем быти на земли; хотя мало цар оплошится и окротеет,
ино царство его оскудеет и иному царю достанется; яко ж небесное по земному, а
земное по небесному, ангели божий, небесныя силы, ни на един час пламяннаго
оружия из рук не испущают, хранят и стерегут род человеческий от Адама и по
всяк час, да и те небесные силы службою не стужают". Так царь турецкий,
замечает Пересветов, "взрастил сердце войску своему". В "Большой
челобитной" Иван Пересветов повторяет многие мысли "Сказания о
Магмет-салтане". "Хоть и неправославный был царь, а устроил то, что
угодно Богу" — такая оценка турецкому властителю дается здесь устами
молдавского воеводы Петра. "Турецкий царь султан Магомет великую правду
ввел в царстве своем, хоть иноплеменник, а доставил Богу сердечную радость. Вот
если б к той правде да вера христианская, то бы ангелы с ними в общении
пребывали", — делает вывод Петр. В то же время молдавский воевода
усматривает некоторые явления, приведшие к гибели Византию, и в Русском
государстве. "Сами вельможи русского царя богатеют и в лени пребывают, а
царство его в скудость приводят", — говорит он. Тем не менее Петр выражает
уверенность в том, что, благодаря благоверному великому царю русскому и
великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, будет в Русском государстве великая
мудрость. В "Сказании о
Магмет-салтане" Иван Пересветов прямо связывает судьбу православной
христианской веры с судьбой Русского государства. Греки, отмечает он, правду
потеряли и Бога разгневали и веру христианскую отдали неверным на поругание.
"И ныне греки хвалятся государевым царством благовернаго, царя русскаго от
взятия Махметева и до сих лет. А иного царства водного християнского и закону греческого нет, и надежду на Бога
держат и на то царство Руское благовернаго царя рускаго" (курсив наш. — В. Т.). В этих словах Ивана
Пересветова слышится нечто близкое к идее старца Филофея о Русском государстве
как последнем носителе идеала православного царства. Такое повторение не было
случайностью. Светская по своему характеру
политико-правовая теория Ивана Семеновича Пересветова уходила своими корнями в
русскую православную идеологию. Понятие "правда" в сочинениях
Пересветова в сущности, лишено религиозного содержания — оно трактуется им как
сугубо светское, не связанное с какой-либо религией. Поэтому и оказывается
возможным осуществление правды неправославным и даже нехристианским государем.
Однако Иван Пересветов все же надеется, что правда соединится с христианской
верой, и произойдет это не где-нибудь, а в Русском православном государстве. § 8. ЗаключениеXV—XVI вв. были временем
формирования и упрочения Русского централизованного государства. Вместе с тем
это была эпоха накопления сил, создания предпосылок для нового взлета России —
перехода русской государственности в качество империи.
Этими предпосылками были и соответствующие экономические процессы, и перемены в
государственном строе, и небывалое по масштабам расширение территории. Указанные предпосылки для
подъма русской государственности в новое качество формировались и в сфере
русской политической и правовой идеологии. Именно в этом заключался общий смысл
эволюции русской политико-правовой мысли в XV—XVI вв. В русском общественном
сознании утверждалась идея величия Русского государства, особой ответственности
русских царей перед богом. Однако будущее России представлялось отнюдь не
свободным от различных опасностей. Тревога за судьбу Русского государства,
предчувствие в близком будущем глобальных потрясений его устоев звучали где
глухо, а где предельно громко, в сочинениях почти каждого истинно русского
мыслителя. |
Реклама: |