|
По мнению Ивана Грозного,
многовековая династийность монархической власти является признаком величия государства.
Предлагая Юхану III доказать, что его королевство настоящее, русский царь
просил шведского короля прислать запись о его королевском роде, о котором тот
писал, что ему четыреста лет, т.е. запись о том, кто и какой государь после
кого сидел на престоле, с какими государями он был в братстве. "И мы по
тому уразумѣемъ твоего
государьства величество", — заключал царь свою просьбу. В понимании Ивана Грозного
православное христианское самодержавие являлось также властью,
действующей в соответствии с традициями предков. "Начен от
великого князя русского Рюрика и по се время держим Русское государство, —
отмечал он в послании к польскому королю Сигизмунду II, — и, яко в зерцало смотря прародителей своих поведенья, о
безделье писати и говорити не хотим" (курсив наш. — В. Т.). Кроме того, Иван Грозный
трактовал православное христианское самодержавие как власть,
данную от Бога. Эту трактовку он выводил из Священного писания,
провозглашавшего, что нет власти кроме как от Бога. В его теории царской власти
идея божественного происхождения последней служила прежде всего для обоснования
ее полной независимости от общества в целом и каких-либо общественных групп в
частности. "Мы, смиренный, Иванъ Васильевичъ, ... царь и великий князь
всеа Русии по божию изволенью, а не по многомятежному человечества хотѣнию...", — такими
словами начинал он одно из своих посланий польскому королю Стефану Баторию. В
послании же Андрею Курбскому Иван Грозный гневно отповедывал: "А
Российское самодержавство изначала сами владѣютъ своими государствы, а не
боляре вельможи! И того в своей злобе не моглъ еси разсудити, нарицая
благочестие, еже подо властию нарицамаго попа и вашего злочестия повелѣния самодержавству быти. А
се по твоему разуму "нечестие", еже от Бога данные намъ власти самѣмъ владѣти и не восхотьхомъ подо
властию быти попа и вашего злодѣяния?" Таким образом, Иван Грозный
представлял свою царскую власть не просто от Бога данной, а отданной — в
единоличное его обладание. Православное христианское самодержавие является в
его трактовке властью всецело единоличной, независимой от
боярства, духовенства — вообще от какой бы то ни было общественной силы. Это положение своей
политической теории царь-идеолог обосновывал, обращаясь прежде всего к историческому
опыту, зафиксированному в Ветхом завете. "Воспомяни же, егда Богъ
извождаше Израиля из работы (т.е. избавил израильтян от рабства), егда убо
священника постави владѣти людми, или
многихъ рядниковъ (т.е. управителей)?" — вопрошал Иван Грозный в первом
своем послании Андрею Курбскому. И тут же отвечал: "Но единого Моисея, яко
царя, постави владетеля над ними; священствовати же ему не повелѣнно, Аарону, брату его,
повелѣ
священствовати, людскаго же строения ничего не творити (т.е. не заниматься
мирскими делами); егда же Ааронъ сотвори людскии строи, тогда от Господа люди
отведе. Смотри же сего, яко не подобаетъ священникомъ царская творити. Смотри
же убо се и разумѣй, како
управление составляется в разныхъ началехъ и властехъ, понеже убо тамо быша
царие послушны епархомъ и синклитомъ, и в какову погибель приидоша". Вывод о том, что наличие в
государстве разных властей приводит его к гибели, Иван Грозный делал и на
основании исторического опыта Руси. Заявляя в послании Андрею Курбскому о том,
что не подобает воеводам хотеть править теми городами и волостями, где они
пребывают, он напоминает, ему недавнее прошлое: "И что от сего случишася в
Руси, егда быша в коемждо граде градоначалницы и местоблюстители, и какова
разорения быша от сего, самъ своима беззаконныма очима видалъ еси, от сего
можеши разумъти, что сие есть". |
Реклама: |