|
178 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ себя находят уже не в силах; что, наконец, последние забывают, что все
царства земные идут к совершенству времянем и постепенностью, что всякая страна
имеет свою физиогномию, природою и веками ей данную, что хотеть все переделать
есть не знать человеческой природы, ни свойства привычки, ни местных положений;
что часто и самые лучшие преобразования, не быв приспособлены к народному
характеру, производят только насилие и сами собою сокрушаются, что, во всяком
случае, не народ к правлению, но правление к народу прилагать должно. Он
познает все сие и удержит колесо правления в том тихом движении, которое даст
ему способы избрать вернее истинную сторону его обращения. Между тем, однако
же, время летит. Пройдет год, про идет и другой, он рассыплет в народ тысячи
благодеяний, поставит на мере множество справедливых добрых учреждений, ободрит
надежды, усладит самые горести, сделает довольно для того, чтоб царство его
было счастливо, но мало к тому, чтоб счастие России было непоколебимо. [...] Но я предполагаю, что судьба твоя и личная любовь к твоим свойствам произведут чудо в деспотическом царстве, что ты найдешь одного, двух, даже трех министров беспристрастных, деятельных, просвещенных, непоколебимых. Ты, конечно, не захочешь, однако, чтоб судьба царства твоего от них единственно зависела. Ты пожелаешь сам управлять народом, тебе вверенным от бога. Но каким образом можешь ты самому себе обещать, что никогда никакое облако человеческой слабости не покроет ясности твоих понятий в сей бесчисленности дел, тебя окружающих и от твоего решения зависящих? Каким образом ты можешь себе обещать, чтоб в качестве законодателя, верховного судии и исполнителя своих законов все видеть, все знать, всех исправлять, вес приводить в движение и никогда не ошибаться? Чтоб быть деспотом справедливым, надобно быть почти богом. Итак, по всей
необходимости, должен ты будешь вверить великую часть дел твоих местам, тобою
установленным, а чтоб дать сим местам некоторую тень бытия политического, ты
оставишь им монархические формы, введенные твоими предшественниками, и действия
воли твоей неограниченной назовешь законами империи. Но места сии, быв состав
лены из лиц, переменят ли тем существо свое? Завися в самом бытии своем от
единого твоего хотения, возвысят ли они правила свои до понятия независимой
чести и любви к отечеству? Сокроют ли от себя унижающее их рабство? В силах ли
будут отвратить почестями и знаками твоего уважения возвысить их в собственных
их глазах, дашь более пространства их власти, покроешь их всем могуществом
твоего доверия ¾ Глава 3. РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛАХХ в. 179 но самое сие доверие покажет им, что сила их от тебя единого происходит и, следовательно, тебе единому угождать и служить они обязаны. Не быв никакими пользами соединены с народом, они на угнетении его оснуют свое величие, они будут править всем самовластно, а ими управлять ; будут вельможи, наиболее тобою отличаемые, и вот для чего, между прочим, вельможи сии столь сильно проповедуют сию систему. Таким образом, монархические виды послужат только покрывалом страстям и корыстолюбию, а существо правления останется непременным. Угнетение тем будет несноснее, что оно покроется законом. Итак, открытым ли самовластием будет правима Россия или скипетр твой позлатится монархическими призраками, государство в обоих сиих случаях не избегнет своего рока. Ты должен будешь отказаться: 1) от всякой мысли о твердости и постоянстве законов, ибо в сем правлении законов быть не может; 2) от всех предприятий народного просвещения. Правило сие должно принять столько же из человеколюбия, ибо ничто не может быть несчастнее раба просвещенного, как и из доброй политики, ибо всякое просвещение (я разумею общее народное) вредно сему образу правления и может только произвесть смятение и непокоривость; |
Реклама: |