|
174 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ всеобщем единообразии любое отклонение от него уже вызывает протест тем больший, чем выше степень этого единообразия. Поэтому вполне нормально, что стремление к равенству усиливается с утверждением самого равенства: удовлетворяя его требования, люди развивают его. Постоянная и всевозрастающая ненависть, которую испытывают демократические народы к малейшим привилегиям, странным образом способствует постепенной концентрации всех политических прав в руках того, кто выступает единственным правителем государства. Государь, возвышающийся обязательно и безусловно над всеми гражданами, не вызывает ничьей зависти, при этом каждый еще считает своим долгом отобрать у себе подобных все прерогативы и передать их ему. Человек времен демократии с крайним отвращением подчиняется своему соседу, которого считает равным себе; он отказывается признавать его более просвещенным, чем он сам; он не верит в его справедливость и ревниво относится к его власти; он его опасается и презирает; ему нравится постоянно напоминать своему соседу об их общей подчиненности одному и тому же хозяину. Любая центральная власть, следуя этим естественным инстинктам, проявляет склонность к равенству и поощряет его, поскольку равенство в значительной мере облегчает действия самой этой власти, расширяет и укрепляет ее. Можно также утверждать,
что любое центральное правительство обожает единообразие. Единообразие
избавляет его от необходимости издавать бесконечное количество законов: вместо
того, чтобы создавать законы дня всех людей, правительство подгоняет всех
людей без разбора под единый закон. Таким образом, правительство любит то же,
что любят граждане, и ненавидит то же самое, что и они. Это единство чувств,
которое у демократических народов выражается в сходстве помыслов каждого
индивидуума и правителя, устанавливает между ними скрытую, но постоянную
симпатию. Правительству за присущие ему склонности прощают его ошибки; доверия
народа оно лишается лишь в периоды эксцессов и заблуждений, однако это доверие
быстро восстанавливается при очередном обращении к народу. Граждане в демократическом
обществе часто испытывают ненависть к конкретным представителям центральной
власти, но они всегда любят саму эту власть. [...] Печатается по: Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 481—485. Глава 3. РУССКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX в. 175 Глава 3 РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX в. М.М. СПЕРАНСКИЙ 1802
г. Размышления о государственном устройстве Империи Представляя Вашему Величеству продолжение известных Вам бумаг о составе Уложения, долгом правды и личной моей к Вам приверженности считаю подвергнуть усмотрению Вашему следующие размышления мои о способах, коими подобные сему предположения, есть ли они приняты будут вашим величеством, могут приведены быть в действие. История России от времен Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали. При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда неразрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность. Сему иначе и быть
невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется
единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все
то, чем власть предержащая быть ему повелит. [...] Наконец, явится благотворительный гений с самыми счастливейшими расположениями разума и воли, какие небо для блаженства народа вдохнуть смертному может. Он придет в такую эпоху, когда народ, с одной стороны, рассыпав облако предуверений, увидит, сколь нетвердо политическое его бытие, и сколь тщетно иметь права на словах, не имея их на деле; с другой стороны, ужасы смежных преобращений, устрашив самых дерзновеннейших, научат по окончанию их различать истинную свободу от ложной; докажут и кровавыми чертами на сердцах всех изобразят, что свобода не что другое есть, как закон, равно на всех действующий и все объемлющий; что метафизические понятия о правах человека ведут только к безначалию, злу, стократно горшему, нежели |
Реклама: |