|
146 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ может быть, например, распущено, или лишено грамоты (что для таких
искусственных и фиктивных тел есть смертная казнь), или (если собрание имеет
общий капитал) подвергнуто денежному штрафу. Ибо физическому наказанию
политическое тело не может быть подвергнуто по самой своей природе. Члены же
собрания, не подавшие своего голоса за, не виновны,
потому что собрание не может никого представлять в делах, недозволенных его
грамотой, и, следовательно, постановление собрания не может быть вменено им в
вину. [...] Тайные интриги. Если верховная власть принадлежит многочисленному собранию и несколько членов этого собрания, не имея на то полномочий, подговаривают часть собрания захватить в свои руки руководство остальными, то это крамола и преступный заговор, ибо это злостное развращение собрания в своих личных интересах. Но если тот, чье частное дело обсуждается и решается в собрании, старается расположить в свою пользу возможно больше членов его, то он не совершает никакого преступления, ибо в этом случае он не является частью собрания. И если даже он располагает членов собрания в свою пользу подкупом, то это все же не является преступлением (если только это не запрещено определенным законом). Ибо иногда (таковы уж нравы людей) невозможно добиться справедливости без подкупа, и каждый человек может считать свое дело правым до тех пор, пока оно не слушалось и не решалось в суде. Междоусобицы. Если частное лицо в государстве содержит больше слуг, чем это требуется для управления его состоянием и для того законного дела, ради которого он их применяет, то это заговор и преступление. Ибо, пользуясь защитой государства, подданный не нуждается в защите собственной силой. И так как у народов не вполне цивилизованных многочисленные семьи жили в непрерывной вражде и нападали друг на друга с помощью собственной челяди, то отсюда достаточно очевидно, что они совершали преступления или же что у них не было государства. Заговоры. Как заговоры в пользу родственников, так и заговоры в пользу господства той или другой религии (например, заговоры папистов, протестантов и т.п.) или заговоры сословий (например, заговоры патрициев и плебеев в Древнем Риме и аристократических и демократических партий в Древней Греции) незаконны, ибо все такие заговоры противоречат интересам мира и безопасности народа и вырывают меч из рук суверена. Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
147 Скопление народа является
неупорядоченной группой людей, законность или незаконность которой зависит от
повода к скоплению и от числа собравшихся. Если повод законен и явен, скопление
законно. Таково, например, обычное скопление народа в церкви или на публичных
зрелищах, если число собравшихся не выходит из обычных рамок, ибо, если число
собравшихся слишком велико, повод неясен, и, следовательно, всякий, кто не
может дать подробного и ясного отчета о мотивах своего пребывания в толпе,
должен считаться преследующим противозаконные и мятежные цели. Можно считать
вполне законным для тысячи человек составить общую петицию, которая должна быть
представлена судье или должностному лицу, однако если тысяча человек пойдет
подавать ее, то это уже мятежное сборище, ибо для этой цели достаточно одного
или двух человек. Однако в подобных случаях собрание делается незаконным
вследствие не какого-нибудь установленного числа собравшихся, а вследствие
такого их числа, которое представители власти не способны укротить или передать
в руки правосудия. [...] Печатается по: Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 129— 133, 144, 154—157, 163, 164, 173—176, 184,
185. Дж.
ЛОКК Два трактата о правлении Книга
вторая Г л а в
а II О
естественном состоянии [...] 4. Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это — состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения гноим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли. |
Реклама: |