|
Тот, кто господствует над
детьми, господствует также над детьми этих детей и над детьми детей этих детей.
Ибо тот, кто господствует над личностью человека, господствует над всем, что
этот человек имеет, без чего господство— пустой титул без всякого реального значения. [...] Г л а в а
XXI О свободе
подданных Что такое свобода. Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешнее препятствие для движения), и это понятие может быть применено к неразумным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам. Ибо если что-либо так связано или окружено, что оно может двигаться лишь внутри» определенного пространства, ограниченного сопротивлением какого-либо внешнего тела, то мы говорим, что это нечто не имеет свободы двигаться дальше. Подобным же образом о живых существах, пока они заперты или сдерживаются стенами или цепями, а также о воде, которая удерживается берегами или посудой и которая иначе разлилась бы по большему пространству, мы обыкновенно говорим, что они не имеют свободы двигаться так, как они двигались бы без этих внешних препятствий. Но если препятствие движению кроется в самом устройстве вещи, например, когда камень находится в покое или когда человек прикован болезнью к постели, тогда Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ 143 мы обычно говорим, что эта вещь лишена не свободы, а способности движения. Что значит быть свободным
человеком. Согласно этому собственному и общепринятому
смыслу слова, свободный человек — тот, кому ничто не
препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным
способностям в состоянии это сделать. Но если слово «свобода» применяется к
вещам, не являющимся телами, то это
злоупотребление словом, ибо то, что не обладает способностью движения, не может
встречать препятствия. Поэтому когда, к примеру, говорят, что дорога свободна,
то имеется в виду свобода не дороги, а тех людей, которые по ней
беспрепятственно двигаются. А когда мы говорим «свободный дар», то понимаем
под этим не свободу подарка, а свободу дарящего, не принужденного к этому дарению
каким-либо законом или договором. Точно так же когда мы свободно
говорим, то это свобода не голоса или произношения, а человека, которого
никакой закон не обязывает говорить иначе, чем он говорит. Наконец, из
употребления слов «свобода воли» можно делать заключение не о свободе воле,
желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что
он не встречает препятствий к совершению того, к чему его влекут его воля,
желание или склонность. [...]
Г л а в а
XXII О
подвластных группах людей, политических и частных Различные
виды групп людей. Изложив свой взгляд на возникновение, формы
и власть государств, я намерен в ближайшем говорить об их частях. И прежде
всего я буду говорить о группах людей, которые сопоставимы со сходными частями, или мускулами, естественного
тела. Под группой
людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или
общим делом. Одни из этих групп людей называются упорядоченными,
другие — неупорядоченными.
Упорядоченными называются те, в которых один человек или собрание
людей выступают в качестве представителей всей группы. Все другие группы
называются неупорядоченными. Из упорядоченных групп некоторые абсолютны и независимы, будучи подвластны лишь своим представителям. Таковы лишь государства, о чем я уже говорил в предшествующих пяти главах. Другие зависимы, т.е. подвластны какой-нибудь верховной власти, подданными которой являются как каждый член этих групп, так и их представители. 144
Раздел I.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Из подвластных групп некоторые являются политическими, другие — частными. Политическими (иначе называемыми политическими телами и юридическими лицами} являются те группы людей, которые образованы на основании полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными или образованы на основании полномочий, данных чужеземной властью. Ибо все, что в государстве образовано на основании полномочий, данных иностранной верховной властью, не может иметь публично-правового характера, а имеет лишь частный характер. |
Реклама: |