|
Что то и дело повторяется.
Для безопасности, которую люди желали бы продлить на все время их жизни,
недостаточно, чтобы они управлялись и направлялись единой волей в течение
какого-то времени, например в ходе одной битвы или войны. Ибо хотя они и
одерживают победу против иноземного врага благодаря своим единодушным усилиям,
однако потом, когда общего врага уже нет или когда одна партия считает врагом
того, кого другая считает другом, они в силу различия своих интересов должны по
необходимости разобщиться и снова быть ввергнутыми в междоусобную войну. [...] Происхождение государства (Commonwealth). Определение государства. Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним 138 Раздел 1.
МЕТОДОТОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном
человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все
воли граждан в единую волю. Иначе, говоря, для установления общей власти
необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые
явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в
отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать
других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным
за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воли и суждению носителя
общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство,
воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком
с каждым Другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое
право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему
свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось,
то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — civitas.
Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более
почтительно), того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного
Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным
ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание
лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что
внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц
способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи
против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность
государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного
договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло
использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и
общей защиты. Что такое суверен и
подданный. Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным. Для достижения верховной власти имеются два пути. Один — это физическая сила, например, когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиниться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
139 когда путем войны подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии
жизнь. Второй — это
добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей в
надежде, что этот человек или это собрание сумеют защитить их против всех
других. Такое государство может быть названо политическим государством, или
государством, основанным на установлении, а
государство, основанное первым путем, —
государством, основанным на приобретении. [...] |
Реклама: |