|
Древнекитайский философ разрабатывает концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного не по своему происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считает, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям (жень), быть справедливым, верным, 810 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве, выражая его принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842¾1921) ¾ ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX — начала XX в. В 1872 г. Кропоткин присоединился к
народническому кружку «чайковцев». За революционную агитацию и пропаганду был
арестован, затем совершил побег из тюремного госпиталя, четыре десятилетия
провел в эмиграции (возвратиться в Россию ему удалось лишь в 1917 г.). В период эмиграции Кропоткин
создал свои основные произведения: «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля»
(1892), «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), «Записки революционера» (1902), «Современная наука и анархия»(1913). Теория анархизма Кропоткина — связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, Бакунина) невозможно достаточно полно представить сильные и слабые стороны анархизма в целом, его критической и позитивной проблематики. В теории анархо-коммунизма Кропоткина четко выделяются три основные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. теория социальной революции. Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма Кропоткина были беспощадная критика буржуазного общества и пропаганда его революционного преодоления, убежденность в необходимости скорейшего после революции утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве основополагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимопомощь и гуманизм. Взглядам Кропоткина были присущи характерные для всего анархизма негативное отношение к любой государственной власти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами. Кропоткин, в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял разработке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает свой общественный идеал следующим образом: «Освобождение производителя от ига капитала. Коммунальное производство и свободное потребление всех продуктов совместной работы. Освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода организации от простых до сложных сообразно взаимным нуждам и традициям. Освобождение от религиозной морали. Свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая». 811 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК Важное место в политической концепции Кропоткина занимает его учение о федерализме. В истории человеческого общества Кропоткин различал несколько видов федерализма: федерации и конфедерации родов и племен у дика рей и варваров; федерации вольных городов, деревень и общин в средние века; современные ему государственные федерации и будущие безгосударственные федерации. Кропоткин полагал, что государственный федерализм есть переходная форма к безгосударственному строю. Анархическая федерация в учении Кропоткина(как и у Бакунина) — универсальное средство осуществления всеобщей свободы «снизу доверху»: |
Реклама: |