|
Конфуций ответил: — В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же стремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель — ветер, у малых же людей она — трава; склоняется трава вслед ветру. 82
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 20. Цзычжан спросил: — Каким должен быть ученый муж, который мог бы называться выдающимся? —А что, по-твоему, значит «выдающийся»? — спросил Учитель. — Всегда быть прославляемым в стране, всегда быть прославляемым в семействе, — ответил Цзычжан. Учитель возразил: — Это прославленный, а не выдающийся. А выдающийся бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят, и изучает выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других. Он непременно будет выдающимся в стране и выдающимся в семействе. Кого же прославляют, тот внешне проявляет человечность, а поступает вопреки ей, и так живет, не ведая сомнений. Вот он и будет непременно прославляемым в стране и прославляемым в семействе. Г л а в а
13 Цзылу 1. Цзылу спросил о том, что значит быть правителем. Учитель ответил: — Побуждай к усердию своим примером. Когда Цзылу попросил дальнейших разъяснении, Учитель сказал: — Не знай отдыха. 2. Чжунгун стал управляющим у Младших и спросил о том, что значит быть правителем. Учитель ответил: — Будь примером для своих подданных, не вини за малые проступки, выдвигай достойных и способных. — А как узнать достойных и способных, чтобы их возвысить? — спросил Чжунгун. Учитель ответил: — Возвысь тебе известных, А тех, кого не знаешь, — Отринут ли другие? 3. Цзылу сказал: — Вэйский государь ждет Вас для дел правления. С чего Вы начнете? Учитель ответил: — Нужно исправить имена. — Вы так считаете? — возразил Цзылу. — Это слишком заумно. Зачем их исправлять? Учитель ответил: Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ
83 — Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверное, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование; коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому все, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности. 9. В поездке в Вэй с Учителем был Жань Ю, который правил повозкой. Учитель заметил: — Какое множество людей! Жань Ю спросил: — Когда их много, то что еще следует сделать? — Их обогатить, — ответил учитель. Жань Ю снова спросил: — А если станут и богаты, то что еще следует сделать? — Их обучить, — ответил Учитель. 11. Учитель воскликнул: — Воистину, как верно сказано, что если власть в стране в течение. ста лет будет принадлежать хорошим людям, то они смогут справиться с насилием и обойтись без казней! 12. Учитель сказал: — Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение. 13. Учитель говорил: — Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других? 14. Когда Жань вернулся с заседания, Учитель спросил: — Почему пришел так поздно? — Обсуждали одно государственное дело, — ответил ученик. Учитель возразил: — Это дело не могло быть государственным. В противном случае я слышал бы о нем, хотя нигде и не служу. 15. Князь Твердый спросил: — Можно ли одним высказыванием привести страну к расцвету? Конфуций ответил: 84 Раздел I.
МЕТОДОЛ0ГИЧЕСКИЕ ПРОВБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ — Этого нельзя достичь высказыванием. Но люди говорят: «Трудно быть правителем и нелегко быть подданным». Если поймешь, как трудно быть правителем, то разве не приблизишься к тому, когда одним высказыванием приводят государство к процветанию? |
Реклама: |