|
АРИСТОТЕЛЬ (384¾322 до н .э.) ¾ греческий философ и политический мыслитель. С именем Аристотеля
связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек,
будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному
сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству
(городу-полису). Государство (по Аристотелю) существует ради «лучшей жизни»
своих граждан. формы государственного устрой - 796 ИМЕННОЙ
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ства Аристотель определил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три « неправильных» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства Аристотель связывал с их «принципами»: принцип аристократии — добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода. Политию, которая включает эти три принципа, греческий ученый считает наилучшей формой правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемента ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. Свое политическое учение Аристотель раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская политая», «Этика». АРОН Раймон (1905¾1983) ¾ французский социолог и политолог. В фокусе его научных интересов — проблемы демократии, политической свободы, типология современных политических режимов, сравнительный анализ политических систем. Арон — один из создателей теории индустриального общества. Он полагал, что на современном этапе развития цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациям которого выступают западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). Конфликты индустриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требованиями индустриального общества (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии ¾ свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.
Основные труды Арона — «Опиум для интеллигенции» (1955), «Разочарование в прогрессе» (1967). бакунин Михаил Александрович (1814—1876) — революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма. За деятельное участие в революции 1848— 1849 гг. он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 г. Бакунин выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 г. в Сибирь на поселение. В 1861 г., бежав из ссылки, он вновь включился в западноевропейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям — борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала. Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и деятельности I Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий. ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 797 В конце 1860 ¾ начале 1870-х гг. Бакунин — один из лидеров I Интернационала, идейный и политический противник К. Маркса. В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Последняя оказала заметное влияние в России. Ряд высказанных в ней идей был использован при формировании программных целей бунтарского направления в русском Народничестве. |
Реклама: |