|
На протяжении истории арабо-исламская цивилизация
находилась в постоянном антагонистическом взаимодействии с языческим,
антимистическим, а ныне по преимуществу христианским чернокожим населением
Юга. В прошлом этот антагонизм олицетворялся в образе араба-работорговца и
чернокожего раба. Сейчас он проявляется в затяжной гражданской войне между
арабским и темнокожим населением в Судане, в вооруженной борьбе между
инсургентами (которых поддерживает Ливия) и правительством в Чаде, в натянутых
отношениях между православными христианами и мусульманами на мысе Горн, а также
в политических конфликтах, доходящих до кровавых столкновений между
мусульманами и христианами, в Нигерии. Процесс модернизации и распространения
христианства на африканском континенте скорее всего лишь увеличит вероятность
насилия вдоль этой линии межцивилизационного разлома. [...] На северных рубежах исламского региона конфликт разворачивается главным образом между православным населением и мусульманским. 764 Раздел VII. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Здесь следует упомянуть резню в Боснии и Сараево, незатухающую борьбу
между сербами и албанцами, натянутые отношения между болгарами и турецким
меньшинством в Болгарии, кровопролитные столкновения между осетинами и
ингушами, армянами и азербайджанцами, конфликты между русскими и мусульманами
в Средней Азии, размещение российских войск в Средней Азии и на Кавказе с целью
защитить интересы России. Религия подогревает возрождающуюся этническую
самоидентификацию, и все это усиливает опасения русских насчет безопасности их
южных границ. [...] Конфликт цивилизаций имеет глубокие корни и в других
регионах Азии. Уходящая в глубину истории борьба между мусульманами и индусами
выражается сегодня не только в соперничестве между Пакистаном и Индией, но и в
усилении религиозной вражды внутри Индии между все более воинственными
индуистскими группировками и значительным мусульманским меньшинством. [...] В Восточной Азии Китай выдвигает
территориальные притязания почти ко всем своим соседям. Он беспощадно
расправился с буддистами в Тибете, а сейчас готов столь же решительно
разделаться с тюрко-исламским меньшинством. По окончании «холодной войны»
противоречия между Китаем и США проявились с особой силой в таких областях, как
права человека, торговля и проблема нераспространения оружия массового уничтожения,
и нет никаких надежд на их смягчение.
[...] Уровень потенциальной возможности насилия при взаимодействии различных цивилизаций может варьироваться. В отношениях между американской и европейской субцивилизациями преобладает экономическая конкуренция, как и в отношениях между Западом в целом и Японией. В то же время в Евразии расползающиеся этнические конфликты, доходящие до «этнических чисток», отнюдь не являются редкостью. Чаще всего они происходят между группами, относящимися к разным цивилизациям, и в этом случае принимают наиболее крайние формы. Исторически сложившиеся границы между цивилизациями евразийского континента вновь сейчас полыхают в огне конфликтов. Особого накала эти конфликты достигают по границам исламского мира, полумесяцем раскинувшегося на пространстве между Северной Африкой и Средней Азией. Но насилие практикуется и в конфликтах между мусульманами, с одной стороны, и православными сербами на Балканах, евреями в Израиле, индусами в Индии, буддистами в Бирме Глава 17. ГЕОПОЛИТИКА
765 и католиками на Филиппинах — с другой. Границы исламского мира везде и всюду залиты кровью. Сплочение цивилизаций: синдром
«братских стран» Группы или страны, принадлежащие к одной цивилизации, оказавшись вовлеченными в войну с людьми другой цивилизации, естественно пытаются заручиться поддержкой представителей своей цивилизации. По окончании холодной войны складывается новый мировой порядок, и по мере его формирования, принадлежность к одной цивилизации или, как выразился Х.Д.С. Гринвэй, «синдром братских стран» приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества и коалиций. О постепенном возникновении этого синдрома свидетельствуют все конфликты последнего времени — в Персидском заливе, на Кавказе, в Боснии. Правда, ни один из этих конфликтов не был полномасштабной войной между цивилизациями, но каждый включал в себя элементы внутренней консолидации цивилизаций. По мере развития конфликтов этот фактор, похоже, приобретает все большее значение. Его нынешняя, роль — предвестник грядущего. |
Реклама: |