|
Глава 17. ГЕОПОЛИТИКА
743 обнаружившая успехи по части «теоретического знания», означает в
сравнении с многими другими культурами упадок по части «живого видения»:
«дикарь» или темный мужик тоньше и точнее воспринимает целый ряд явлений
природы, чем ученейший современный «естествовед». Примеры можно было бы
умножать до бесконечности; скажем более: вся совокупность фактов культуры
является одним сплошным примером того, что только рассматривая культуру расчленение по отраслям, мы можем приблизиться к
сколь-либо полному познанию ее эволюции и характера. Такое рассмотрение имеет
дело с тремя основными понятиями: «культурной среды», «эпохи» ее существования
и «отрасли» культуры. Всякое рассмотрение приурочивается к определенной
«культурной среде» и определенной «эпохе». Как мы проводим границы одной и
другой, зависит от точки зрения и цели исследования. От них же зависит характер
и степень дробности деления «культуры» на «отрасли». Важно подчеркнуть
принципиальную необходимость деления, устраняющего некритическое
рассмотрение культуры как недифференцированной
совокупности. Дифференцированное рассмотрение культуры показывает, что нет
народов огульно «культурных» и «некультурных». И что разнообразнейшие народы,
которых «европейцы» именуют «дикарями» в своих навыках, обычаях и знаниях,
обладают «культурой», по некоторым отраслям и с некоторых точек зрения стоящей
«высоко». [...] Печатается по: Савицкий П.Н.
Евразийство //
Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 100—106. Г. МОРГЕНТАУ Политические отношения между нациями. Борьба за
власть и мир Ч а с т
ь 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПОЛИТИКИ 1. Реалистическая теория международной политики Целью данной книги является представление теории международной политики. Оценка этой теории должна носить не априорный, а эмпирический, прагматический характер. Другими словами, теория должна оцениваться не по каким-то абстрактным критериям, не имеющим отношения к реальности, а по ее назначению: внести некий порядок и смысл в массу рассматриваемых явлений, которые без этой теории оставались 744 Раздел VII. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ бы бессвязными и непонятными. Теория должна удовлетворять двум требованиям: эмпирическому и логическому. Соответствуют ли реальные факты их теоретической интерпретации, и вытекают ли те заключения, к которым приходит теория, из ее первоначальных посылок? Короче говоря, согласуется ли теория с фактами и является ли она последовательной?
Проблема, которую изучает эта теория, касается природы политики как таковой. История современной политической мысли — это история научной полемики между двумя школами, расходящимися в понимании природы человека, общества и политики. Представители одной из них считают, что может быть установлен рациональный и моральный политический порядок, основанный на универсальных и абстрактных принципах, Они верят в изначальную добродетельность человеческой природы и осуждают нынешний социальный порядок за его несовершенство. Свои надежды они возлагают на развитие образования, реформы и допускают лишь единичные случаи применения насилия для исключения социальных недугов. Последователи другой школы полагают, что мир несовершенен с рациональной точки зрения и является результатом действия тех сил, которые заложены в человеческой природе. Для современного мира характерно наличие противоположных интересов и, как следствие, конфликтов между ними. Моральные принципы никогда не могут быть полностью соблюдены, но к ним можно приблизиться через баланс интересов, который, тем не менее, всегда является временным. Эта школа видит в системе сдержек и противовесов универсальный принцип существования всех плюралистических обществ. Она апеллирует к историческим прецедентам, а не к абстрактным принципам; ее целью является поиск «меньшего зла», а не абсолютного добра. |
Реклама: |