|
Что касается жителей средней зоны, то если они не имеют ни призвания к сокровенным наукам, присущего южанам, ни вкуса к ремеслу, как люди севера, то они не в меньшей мере одарены всевозможными способностями. Ибо, если подвергнуть рассмотрению совокупность исторических памятников, станет ясно, что от этой расы людей происходят установления, законы, обычаи, административное право, торговля, хозяйство, красноречие, диалектика и, наконец, политика. [...] Действительно, история свидетельствует, что Азия, Греция, Ассирия, Италия, Франция и Верхняя Германия — все это страны, расположенные между полюсом и экватором, от сорокового до пятидесятого градуса, — всегда были районами, где наблюдался расцвет величайших империй; что эти районы дали величайших полководцев, лучших законодателей, справедливейших судей, проницательных юристов, прославленных ораторов, способных купцов, знаменитейших актеров и писателей. Напротив, Африка (и еще менее того Скифия) не произвела ни юриста, ни оратора, еще меньше — историков и ничтожное по сравнению с Италией, Грецией, Францией, Азией количество великих купцов. Но природа проявила большую заботу о том, чтобы скифы, столь же богатые физической силой, сколь бедные разумом, сделали военную доблесть первой из всех добродетелей, в то время как южане ценят прежде всего благочестие и религию, а люди средней зоны почитают скорее благоразумие. И хотя все они употребляют все средства для защиты своего государства, одни чаще всего прибегали к силе, другие — к страху божьему, а последние — к законам и справедливости. Глава 17. ГЕОПОЛИТИКА 723
Существует закон противоположностей, согласно
которому, если южанин черен, северянин бел, если последний рослый, первый малорослый,
если этот силен, тот немощен; если один полон жара и жидкостей, второй холоден
и сух; если один волосат, другой без волос; если у одного голос хриплый, у
другого звонкий; если один боится жары, другой боится холода; если этот весел,
тот грустен; если этот общителен, тот склонен к уединению; если этот храбр, тот
боязлив; если этот — великий
пьяница, тот — сама трезвость;
если этот неряшлив и по отношению к себе, и по отношению к другим, тот
осмотрителен и церемонен; если первый —
мот, второй бережлив; если у первого холодный темперамент, второй — сама похотливость; если один
скареден, другой — щеголь; если
один хитер, другой прост; если один —
солдат или ремесленник, другой —
священник или философ; там, где один пользуется своими руками, другой
употребляет свой разум, этот будет искать счастья на небе, в то время как
другой — на земле. [...] И так как особенность пророков
состоит в том, что они свойственны крайностям, из этого следует заключить, что
упрямству южанина соответствует легкомыслие скифа, в то время как уделом
жителей среднего района является твердость. [...] А так как все эти недостатки,
так сказать, укоренены в каждом народе природой, необходимо судить об истории
всякого народа в соответствии с его привычками и наклонностями прежде, чем
дурно о нем говорить. В сущности воздержанность южан так же не заслуживать
похвалы, как не заслуживает осуждения пьянство, в котором упрекают скифов. [...]
Печатается по: Антология мировой философии: В 4т. М., 1970. Т. 2. С. 142—144. 1.
Дж. МАККИНДЕР ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
ОСЬ ИСТОРИИ [...] В настоящее десятилетие мы впервые находимся в ситуации, когда можно попытаться установить, с известной долей завершенности, связь между широкими географическими и историческими обобщениями. Впервые мы можем ощутить некоторые реальные пропорции в соотношении событий, происходящих на мировой арене, и выявить формулу, которая так или иначе выразит определенные аспекты географической причинности мировой истории. Если нам посчастливится, то эта формула обретет и практическую ценность — с ее помощью можно |
Реклама: |