|
Прекращение конфликтов, которое в противоположность подавлению и «отмене» обещает успех, поскольку оно соответствует социальной реальности, я буду называть регулированием конфликтов. Регулирование социальных конфликтов является решающим средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты Глава 16.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
711 не исчезают посредством их регулирования; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой их удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур. Разумеется, успешное регулирование конфликтов предполагает ряд условий. Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные и, более того, как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удастся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознать плодотворный, творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин. Причины конфликтов в отличие от их явных конкретных предметов устранить нельзя; поэтому при регулировании конфликтов речь всегда может идти только о том, чтобы выделять видимые формы их проявления и использовать их вариабельность. Это происходит вследствие того, что данные конфликты обязательно канализируются. Манифестирование конфликтов, например организация конфликтных групп, является условием для возможного регулирования. [...] При наличии всех этих предпосылок следующий шаг заключается в том, что участники соглашаются на известные «правила игры», в соответствии с которыми они желают разрешить свои конфликты. Несомненно, это решающий шаг любого регулирования конфликтов; однако он должен рассматриваться в связи с остальными предпосылками. «Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т.п. могут быть эффективны только в случае, если они с самого начала не отдают предпочтение одному из участников в ущерб другому, ограничиваются формальными аспектами конфликта и предполагают обязательное канализирование всех противоположностей.
Форма «правил игры» является такой же многообразной, как сама действительность. Различаются требования к хорошей конституции государства, рациональному соглашению в результате тарифных переговоров, уместному уставу объединения или к действенному международному соглашению.[...] Все «правила игры» касаются способов, которыми контрагенты намереваются разрешать свои противоречия. К ним принадлежит ряд форм, которые могут применяться последовательно. 712
Раздел VI.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ [...] 1. Переговоры,
т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с
целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и
принятия решений установленными способами, соответствующими обстоятельствами
(большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето,
единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности:
переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется
привлечение «третьей стороны», т.е. не участвующих в конфликте лиц или
инстанций. 2. Наиболее
мягкой формой участия третьей стороны является посредничество,
т.е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и
рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность этого
образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федерального
канцлера и т.д.) часто оказывается
в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т.е. к тому, что либо обращение к третьей
стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является
обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в
некоторых (в частности, международных) конфликтах. 4. В случае если для участников обязательно как обращение к
третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный
арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением
конфликта. Этот метод может иногда быть необходим (для сохранения формы
государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной
области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их
форм остается сомнительным. |
Реклама: |