|
Превращение политики в
профессиональную деятельность, которой требуются навыки в борьбе за власть и
знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило
разделение общественных функционеров на две категории отнюдь не жестко, но
достаточно четко: с одной стороны, чиновники-специалисты (Fachbeamte), с другой — «политические» чиновники.
«Политические» чиновники в собственном смысле слова, как правило, внешне
характеризуются тем, что в любой момент могут быть произвольно перемещены и
уволены или же «направлены в распоряжение», как французские префекты или подобные
им чиновники в других странах, что составляет самую резкую противоположность
независимости чиновников с функциями судей.
[...] Мы скорее зададим вопрос о типическом своеобразии профессионального политика, как вождя, так и его свиты. Оно неоднократно менялось и также весьма различно и сегодня. [...] В прошлом «профессиональные политики» появились в ходе борьбы князей с сословиями на службе у первых. Рассмотрим вкратце их основные типы. В борьбе против сословий князь опирался на политически пригодные слои несословного характера. К ним прежде всего относились в Передней Индии и Индокитае, в буддистском Китае, Японии и ламаистской Монголии — точно так же, как и в христианских регионах Средневековья, — клирики. Данное обстоятельство имело технические основания, ибо клирики были сведущи в письме. Повсюду происходит импорт брахманов, буддистских проповедников, лам и использование епископов и священников в качестве политических советников, с тем 12 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ чтобы получить сведущие в письме управленческие силы, которые могут пригодиться в борьбе императора, или князя, или хана против аристократии. Клирик, в особенности клирик, соблюдавший целибат, находился вне суеты нормальных политических и экономических интересов и не испытывал искушения домогаться для своих потомков собственной политической власти в противовес своему господину, как это было свойственно вассалу. Он был отделен от средств государева управления своими сословными качествами. Второй слой такого же
рода представляли получившие гуманитарное образование грамматики (Literaten). Было время,
когда, чтобы стать политическим советником, и прежде всего составителем политических
меморандумов князя, приходилось учиться сочинять тексты на латинском и
греческом языках. Таково время первого расцвета классических школ, когда
князья учреждали кафедры поэтики: у нас эта эпоха миновала быстро и, продолжая
все-таки оказывать неослабевающее влияние на систему нашего школьного обучения,
не имела никаких более глубоких политических последствий. [... ] Третьим слоем была придворная знать. После того как князьям удалось лишить дворянство его сословной политической силы, они привлекли его ко двору и использовали на политической и дипломатической службе. Переворот в нашей системе воспитания в XVII в. был связан также и с тем, что вместо гуманитариев-литераторов на службу к князьям поступили профессиональные политики из числа придворной знати. Что касается четвертой категории, то это было сугубо английское образование; патрициат, включающий в себя мелкое дворянство и городских рантье, обозначаемый в повседневном общении термином «джентри» (gentry). [... ] Этот слой удерживал за собой владение всеми должностями местного управления, поскольку вступал в него безвозмездно в интересах своего собственного социального могущества. Он сохранил Англию от бюрократизации, ставшей судьбой всех континентальных государств. Пятый слой — юристы, получившие университетское образование, — был характерен для Запада, прежде всего для Европейского континента, и имел решающее значение для всей его политической структуры. Ни в чем так ярко не проявилось впоследствии влияние римского права, преобразовавшего бюрократическое позднее римское государство, как именно в том, что революционизация политической профессиональной деятельности как тенденция к рациональному государ- |
Реклама: |