|
658 Раздел VI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ как правило, идет еще медленнее. Можно, к примеру,
утверждать, что в Англии этот процесс начался еще до 1640 г. и не был завершен вплоть до 1918 г. Тем не менее при выработке
изначального набора гипотез целесообразно обратиться к опыту стран, где процесс
протекал относительно быстро. [...] Следующее ограничение — исключение на ранних стадиях исследования
ситуаций, когда основной толчок к демократизации был дан извне. [...] То, что мы говорим об «основном толчке, идущем извне», и о процессах, происходящих
«преимущественно в рамках системы»,
показывает, что влияния из-за рубежа присутствуют практически во всех случаях.
Так, на всем протяжении истории важнейшей демократизирующей силой служили
военные действия, требовавшие привлечения дополнительных человеческих
ресурсов. Кроме того, демократические идеи заразительны — так было и во времена Ж.Ж. Руссо, и во времена Дж. Ф. Кеннеди.
Наконец, насильственное свержение олигархии в одной из стран (например, во
Франции в 1830 г. или в Германии в
1918г.) нередко настолько пугает правящие верхушки других стран, что толкает их
к мирной капитуляции (к примеру, в Англии
— в 1832 г., в Швеции — в
1918 г.). Такого рода проявления неизменно присутствующих международных
влияний не следует путать с ситуациями, когда речь идет об активном участии во
внутриполитическом процессе демократизации лиц, прибывших из-за рубежа. Иными
словами, на начальном этапе формулирования теории генезиса демократии следует
оставить за скобками опыт тех стран, где демократия обязана своим появлением,
в первую очередь, военной оккупации (послевоенные Германия и Япония), тех,
куда демократические институты или ориентации были привнесены иммигрантами
(Австралия и Новая Зеландия), а также тех, где иммиграция — подобным или каким-то иным образом — сыграла ведущую роль в осуществлении
демократических преобразований (Канада, Соединенные Штаты и Израиль). [...] Модель, которую я хотел бы обрисовать на следующих
нескольких страницах, в значительной мере основана на исследовании опыта Швеции — западной страны, осуществившей
переход к демократии в период между 1890
и 1920 г., и Турции — вестернизирующегося государства, где
процесс демократизации начался около 1945
г. и продолжается по сей день1.
[...]. ________________ 1 Статья
впервые опубликована в 1970 г. — Пер. Глава 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ 659 II А.
Предварительное условие Отправной точкой модели служит единственное предварительное условие — наличие национального единства. Понятие «национальное единство» не содержит в себе ничего мистического типа плоти и крови (Blut und Boden) и ежедневных обетов верности им, или личной тождественности в психоаналитическом смысле, или же некой великой политической миссии всех граждан в целом. Оно означает лишь то, что значительное большинство граждан потенциальной демократии не должно иметь сомнений или делать мысленных оговорок относительно того, к какому политическому сообществу они принадлежат. Требование национального единства отсекает ситуации, когда в обществе наличествует латентный раскол, подобный тому, который наблюдался в габсбургской или оттоманской империях и присутствует сегодня в ряде африканских стран, равно как и те, когда, напротив, имеется сильная тяга к объединению нескольких сообществ, как во многих странах арабского мира. Демократия — это система правления временного большинства. Чтобы состав правителей и характер политического курса могли свободно сменяться, границы государства должны быть устойчивыми, а состав граждан — постоянным. По афористичному замечанию И. Дженнингса, «народ не может решать, пока некто не решит, кто есть народ». Национальное единство названо предварительным условием
демократизации в том смысле, что оно должно предшествовать всем другим стадиям
процесса — в
остальном время его образования не имеет значения. [...] |
Реклама: |