|
Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ 647 вимым не вследствие осознания того, что существование классов противоречит справедливости, равенству и т.д., не вследствие простого желания отменить классы, в силу известных новых экономических условий. Разделение общества на классы — эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетенный — было неизбежным следствием прежнего незначительного развития производства. Пока совокупный общественный труд дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает все или почти все время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т.д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда. Это, однако, отнюдь не исключало применения насилия, хищничества, хитрости и обмана при образовании классов и не мешало господствующему классу, захватившему власть, упрочивать свое положение за счет трудящихся классов и превращать руководство обществом в усиленную эксплуатацию масс. Но если разделение на
классы имеет, таким образом, известное историческое оправдание, то оно имеет
его лишь для известного периода и при известных общественных условиях. Оно
обусловливалось недостаточностью производства и будет уничтожено полным
развитием современных производительных сил. И действительно, упразднение общественных
классов предполагает достижение такой ступени исторического развития, на
которой является анахронизмом, выступает как отжившее не только существование
того или другого определенного господствующего класса, но и какого бы то ни
было господствующего класса вообще, а следовательно, и самое деление на классы.
Следовательно, упразднение классов предполагает такую высокую ступень развития
производства, на которой присвоение особым общественным классом средств
производства и продуктов, —
ас ними и политического господства, монополии образования и духовного
руководства, — не только
становится излишним, но и является препятствием для экономического,
политического и интеллектуального развития. Эта ступень теперь достигнута.
Политическое и интеллектуальное банкротство буржуазии едва ли составляет тайну
даже для нее самой. [...] Печатается по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 224—226. 648 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА Я. МИЛЗА Что такое фашизм? Едва появившись в политическом лексиконе, слово фашизм1 стало служить для обозначения самых различных режимов, движений, коллективных и индивидуальных действий и образов мышления. До самого последнего времени, особенно в странах либеральной демократии, фашизмом порой назывались любые проявления правой политики. Правые же, наоборот, с фашизмом отождествляли красный тоталитаризм. При этом ни в том, ни в другом лагере не могли четко объяснить, где кончается правая политика и где начинается тоталитаризм. Такая практика уподобления не нова. Еще в довоенный период движения и режимы, реакционные в весьма классическом смысле, легко причислялись к фашистским. Три классические интерпретации фашизма, принадлежащие трем большим идеологическим антифашистским семьям, играли и продолжают играть важную роль в историографии проблемы. Первая из этих интерпретаций — теория «нравственной болезни» Европы. Наиболее разработанная версия данной теории принадлежит итальянскому философу Б. Кроче. Он считал, что фашизм — это реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии Просвещения. Таким образом, фашизм не вписывается в поток истории, не вытекает из данной политической ситуации, а напротив, является помехой, паузой в распространении «сознания свободы» в западных обществах, болезнью, привитой здоровому организму. |
Реклама: |