!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Когда либеральное направление не хочет ограничиваться пустосло­вием, если оно желает получить действительное влияние на обществен­ные дела, оно должно начать с иных начал, начал зиждущих, положи­тельных, оно должно приноравливаться к жизни, но черпать уроки из истории; оно должно действовать, понимая условия власти, не стано­вясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, но сохраняя беспристрастную независи­мость, побуждая и задерживая, где нужно, и стараясь исследовать ис­тину хладнокровным обсуждением вопросов. Это и есть либерализм ох­ранительный.

Свобода не состоит в одном приобретении и расширении прав. Че­ловек потому только имеет права, что он несет на себе обязанность, и наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей единст-


Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ                                      633



 

венно потому, что он имеет права. Эти два начала неразрывные. Все значение человеческой личности и вытекающих из нее прав основано на том, что человек есть существо разумно-свободное, которое носит в себе сознание верховного нравственного закона и в силу свободной своей воли способно действовать по представлению долга. Абсолютное зна­чение закона дает абсолютное значение и человеческой личности, его сознающей. Отнимите у человека это сознание он становится наряду с животными, которые повинуются влечениям и не имеют прав. К ним можно иметь привязанность, сострадание, а не уважение, потому что в них нет бесконечного элемента, составляющего достоинство человека.

Но верховный нравственный закон, идея добра, это непременное ус­ловие свободы, не остается отвлеченным началом, которое действует на совесть и которому человек может повиноваться по своему усмотрению. Идея добра осуществляется во внешнем мире; она соединяет людей в общественные союзы, в которых люди связываются постоянной связью, подчиняясь положительному закону и установлениям власти. Каждый человек рождаем членом такого союза. Он получает в нем положитель­ные права, которые все обязаны уважать, и положительные обязаннос­ти, за нарушение которых он подвергается наказанию. Личная его сво­бода, будучи неразрывно связана со свободой других, может жить только под сенью гражданского закона, повинуясь власти, его охраняющей. Власть и свобода точно так же нераздельны, как нераздельны свобода и нравственный закон. А если так, то всякий гражданин, не преклоняясь безусловно перед властью, какова бы она ни была, во имя собственной свободы обязан уважать существо самой власти.

«Немного философии, сказал Бэкон, отвращает от религии, более глубокая философия возвращает к ней». Эти слова можно при­менить к началу власти. Чисто отрицательное отношение к правитель­ству, систематическая оппозиция признак детства политической мысли. Это первое ее пробуждение. Отрешившись от безотчетного по­гружения в окружающую среду, впервые почувствовав себя независи­мым, человек радуется необъятной радостью. Он забывает все, кроме своей свободы. Он оберегает ее жадно, как недавно приобретенное со­кровище, боясь потерять из нее малейшую частичку. Внешние условия и ограничения для него не существуют. Историческое развитие, уста­новленный порядок, все это отвергнутая старина; это сон, кото­рый предшествовал пробуждению. Человек в себе самом видит центр Вселенной и исполнен безграничного доверия к своим силам. Но когда чувство свободы возмужало и глубоко укоренилось в сердце, когда оно



634                                                                  Раздел  V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

 

 

утвердилось в нем незыблемо, тогда человеку нечего опасаться за свою независимость. Он не сторожит ее боязливо, потому что это не новое, не внешне приобретение, а сама жизнь его духа, мозг его костей. Тогда лишь раскрывается перед ним отношение этого внутреннего центра к окружающему миру. Он не отрешается от последнего в свое­вольном порыве, но, сохраняя бесконечную свободу мысли и непоко­лебимую твердость совести, он сознает связь своего внутреннего мира с внешним; он постигает зависимость своей внешней свободы от сво­боды других, от исторического порядка, от положительного закона, от установленной власти. История и современность не представляются ему произведением бесконечного произвола и случайности, предметом ненависти и отрицания. Уважая свободу других, он уважает и общий порядок, который вытек из свободы народного духа, из развития чело­веческой жизни. За отрицанием следует примирение, за отрешением от начал, владычествующих в мире, возвращение к ним, но возвраще­ние не бессознательное, как прежде, а разумное, основанное на пости­жении истинного их существа и возможности дальнейшего хода. Разум­ное отношение к окружающему миру составляет положительный плод и высшее проявление человеческой свободы. Оно же и необходимое ус­ловие для ее водворения в обществе. Свобода не является среди людей, которые делают из нее предлог для шума и орудие интриг. Неистовые крики ее прогоняют, оппозиция без содержания не в силах ее вызвать. Свобода основывает свое жилище только там, где люди умеют ценить ее дары, где в обществе утвердились терпимость, уважение к человеку и поклонение высшим силам, в которых выражается свободное творче­ство человеческого духа.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz