|
Глава 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ К. МАННГЕЙМ Идеология и утопия [...] Слово «идеология» не имело вначале онтологического оттенка, ибо первоначально означало лишь учение об идеях. Идеологами называли, как известно, сторонников одной философской школы во Франции, которые вслед за Кондильяком отвергли метафизику и пытались обосновать науку о духе с астрологических и психологических позиций. Понятие идеологии в
современном его значении зародилось в этот момент, когда Наполеон
пренебрежительно назвал этих философов (выступавших против его цезаристских
притязаний) «идеологами».
[...] Слово «идеология»
утвердилось в этом понимании в течение XIX в. А это означает, что мироощущение политического деятеля и
его представление о действительности все более вытесняют схоластически-со - Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ 601 зерцательное восприятие и мышление; и с этого момента звучащий в слове «идеология» вопрос — что же действительно есть действительное? — более не исчезает. [...]
Если первоначально исследователи ложного сознания обращались в своих поисках истинного
и действительного к Богу или к идеям, .постигаемым посредством чистого
созерцания, то теперь одним из критериев действительного все более становятся
законы бытия, постигнутые впервые в политической практике. Эту специфическую
черту понятие идеологии сохранило, несмотря на все изменения содержания,
которое оно претерпело на протяжении всей своей истории от Наполеона до
марксизма. [...] Еще одно обстоятельство,
которое и нам поможет продвинуться в изучении данной проблемы, может быть
показано на этом примере. В своей борьбе .«сверху вниз» Наполеон, именуя своих
противников «идеологами», пытался дезавуировать и уничтожить их. На более поздних
стадиях развития мы обнаруживаем обратное: слово «идеология» используется в
качестве орудия дезавуирования оппозиционными слоями общества, прежде всего
пролетариатом. [...] Одно время казалось, что выявление идеологического аспекта в мышлении противника является исключительно привилегией борющегося пролетариата. Общество быстро забыло о намеченных нами выше исторических корнях этого слова, и не без основания, ибо только в марксистском учении этот тип мышления получил последовательно методическую разработку. [...]
Поэтому нет ничего удивительного в том, что понятие идеологии связывали прежде
всего с марксистско-пролетарской системой мышления, более того, даже
отождествляли с ней. Однако в ходе развития истории идей и социальной истории
эта стадия была преодолена. Оценка «буржуазного мышления» с точки зрения его
идеологичности не является более исключительной привилегией социалистических
мыслителей; теперь этим методом пользуются повсеместно, и тем самым мы
оказываемся на новой стадии развития. [...] [...] Мы ставим перед собой цель показать на конкретном примере, как структура политического и исторического мышления меняется в зависимости от того или иного политического течения. Чтобы не искать слишком далеких примеров, остановимся на упомянутой нами проблеме отношения между теорией и практикой. Мы покажем, что уже эта самая общая фундаментальная проблема политической науки решается 602 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА представителями различных политических и исторических направлений по-разному. Для того чтобы это стало очевидным, достаточно вспомнить о различных социальных и политических течениях XIX и XX в. В качестве важнейших идеально-типических представителей этих течений мы назовем следующие: 1. Бюрократический консерватизм. 2. Консервативный историзм. 3. Либерально-демократическое буржуазное мышление. 4. Социалистическо-коммунистическая концепция. 5. Фашизм. Начнем с бюрократическо-консервативного мышления. Основной тенденцией любого бюрократического мышления является стремление преобразовать проблемы политики в проблемы теории управления. Поэтому большинство немецких работ по истории государства, в заглавии которых стоит слово «политика», de facto относится к теории управления. Если принять во внимание ту роль, которую здесь повсюду (особенно в Прусском государстве) играла бюрократия, и в какой мере здесь интеллигенция была по существу бюрократической, это своеобразная односторонность немецкой науки по истории государства станет вполне понятной. |
Реклама: |