|
580 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА лективное чаяние ощущается во всей его полноте и
интенсивности, то люди могут быть убеждены в том, что нужен лишь «специалист»,
чтобы удовлетворить его. Здесь весьма удобной оказывается теория культа героев
Карлейля. Эта теория предлагает рациональное оправдание таких представлений,
которые по своему происхождению и тенденциям развития являются совершенно
иррациональными. Карлейль подчеркивал, что вера в героя является необходимым
элементом человеческой истории. Она не может исчезнуть, пока не исчез сам
человек. [...] Но Карлейль не рассматривал свою теорию как конкретную политическую программу. У него было романтическое понимание героизма, весьма далекое от взгляда наших современных политических «реалистов». Нынешние политики вынуждены использовать более сильные средства. Они должны решать проблему, во многих отношениях напоминающую задачу по нахождению квадратуры круга. Некоторые историки нашей цивилизации утверждают, что человечество прошло две различные стадии в своем историческом развитии. Человек начал как homo magus; но от эпохи магии он перешел к эпохе техники. «Человек магический» прежних времен превратился в homo faber, в ремесленника и художника. Если мы примем это историческое различение, то наши современные политические мифы окажутся какими-то очень странными и парадоксальными образованиями, ибо мы обнаружим в них переплетение двух моментов, которые, казалось бы, совершенно исключают друг друга. Современный политик совмещает в себе две противоположные и несравнимые функции. Он обязан действовать одновременно и как homo magus и как homo faber. Политик — священник новой, совершенно иррациональной и загадочной религии. Но когда он пропагандирует эту религию, то действует исключительно методично. Ничто не остается непродуманным; каждый его шаг подготовлен и взвешен. Именно эта странная комбинация двух разнородных качеств является одной из отличительных черт наших политических мифов. Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Нашему XX в. — великой эпохе технической цивилизации — суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное ору- Глава 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗМ 581 жие, будь то пулеметы или самолеты. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменил всю нашу социальную жизнь. В 1933 г. политический мир начал выражать беспокойство по поводу возрождения вооруженных сил Германии и его возможных международных последствий. На самом деле, это ревооружение началось намного раньше, но осталось практически незамеченным. Это подлинное ревооружение родилось вместе с появлением и расцветом политических мифов. Последующее возрождение милитаризма было просто сопутствующим фактом и необходимым следствием ментального ревооружения, привнесенного политическими мифами. Первый шаг, который был
сделан, заключался в изменении функций языка. Если мы посмотрим на развитие
человеческой речи, то обнаружим, что в истории цивилизации слово выполняло две
диаметрально противоположные функции. Говоря вкратце, мы можем назвать их семантическим
и магическим использованием слов. Даже в так называемых примитивных языках
семантическая функция никогда не устраняется; без нее речь просто не может
существовать. Но в примитивных сообществах магическая функция слова имеет
доминирующее влияние. Магическое слово не описывает вещи или отношения между
вещами; оно стремится производить действия и изменять явления природы. Подобные
действия не могут совершаться без развитого магического искусства. Только маг
или колдун способен управлять магией слова, и только в его руках оно становится
могущественнейшим оружием. Ничто не может противостоять его власти. [...] |
Реклама: |