|
Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 497 чить, если не сопротивляться ее вулканической мощи, но революцию нельзя ни вызвать, ни подавить политическим действием. Эти следствия еще раз
демонстрируют нам единство Марксовой исторической системы мышления. Однако
если учесть, что немногие направления мысли сделали для возбуждения интереса к
политической деятельности столько, сколько сделал марксизм, то Марксова теория
фундаментального бессилия политики представляется несколько парадоксальной.
(Марксисты, правда, могли бы ответить на это замечание, выдвинув два следующих
аргумента. Первый состоит в том, что в изложенной теории политическое действие
все же обладает определенной функцией, так как, хотя рабочая партия и не может
своими действиями улучшить судьбу эксплуатируемых масс, ее борьба пробуждает
классовое сознание и тем самым готовит массы к революции. Это аргумент
радикального крыла марксистов. Другой аргумент, принадлежащий умеренному крылу,
заключается в том, что в некоторые исторические периоды, а именно когда силы
двух противостоящих классов находятся в приблизительном равновесии,
политические действия могут приносить непосредственную пользу. В такие периоды
политические усилия и политическая энергия могут стать решающими факторами
достижения важных улучшений в жизни рабочих. Очевидно, что сторонники второго
аргумента жертвуют некоторыми фундаментальными положениями Марксовой теории,
но не осознают этого и, следовательно, не доходят до существа дела.) Стоит заметить, что, согласно марксистской теории, рабочая партия, так сказать, застрахована от совершения сколько-нибудь значительных политических ошибок до тех пор, пока она продолжает играть предназначенную ей роль и энергично отстаивает требования рабочих. Дело в том, что никакие политические ошибки не могут серьезно повлиять на объективную классовую ситуацию и тем более на экономическую действительность, от которой в конечном счете зависит все в общественной жизни. Другое важное следствие
этой теории состоит в том, что в принципе все — даже демократические —.правительства являются диктатурами
правящего класса по отношению к управляемым. [...] «Современная государственная власть, — говорится в «Манифесте Коммунистической
партии», — это только комитет,
управляющий общими делами всего класса буржуазии». Согласно этой теории, то,
что мы называем демократией, есть не что иное, как форма классовой диктатуры,
которая оказывается наиболее удобной в соответствующих исторических условиях. 498
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИНСТИТУТЫ (Эта доктрина не очень хорошо согласуется с теорией равновесия классов, проповедуемой упомянутым ранее умеренным крылом марксистов.) Аналогично тому, как государство при капитализме есть диктатура буржуазии, так и после грядущей социальной революции оно будет диктатурой пролетариата. Однако это пролетарское государство, по Марксу, должно утратить свои функции, как только прекратится сопротивление буржуазии. Дело в том, что пролетарская революция ведет к одноклассовому и, следовательно, бесклассовому обществу, в котором уже не может быть классовой диктатуры. Таким образом, лишенное всех функций, государство должно исчезнуть. «Оно отмирает», — говорил Энгельс. [...] Я очень далек от того, чтобы защищать Марксову теорию государства. Его теория бессилия всякой политики, и в частности его точка зрения на демократию, представляется мне не просто ошибкой, а фатальной ошибкой. Однако следует признать, что за его изобретательными и вместе с тем жестокими теориями стоял социальный опыт жестокости и подавления. И хотя Марксу, по моему мнению, так и не удалось понять будущее, которое он страстно стремился предвидеть, я считаю, что даже его ошибочные теории свидетельствуют о его глубоком социологическом анализе социальных условий того времени, его глубочайшем гуманизме и чувстве справедливости. |
Реклама: |