|
________________ 1 Divus Caesar — божественный
Цезарь (лат.). 470 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ дарственной власти не человеческой волей, субъективной
волей части народа или всего народа, а ограничение абсолютными идеями, подчинение
государства объективному Разуму. [...] III Могут быть два типа учений об отношении между правом и государством, о происхождении права и государства. Первый тип, преобладающий и в теории и в практике, я бы назвал государственным позитивизмом. Учения этого типа видят в государстве источник права, за государством признают полноту и суверенность власти, санкционирующую и распределяющую права. Такова прежде всего теория и практика самодержавного, абсолютного государства, неограниченной государственной власти. При государственном абсолютизме нет места для самостоятельного источника прав личности, самой же власти — подателю права, опекуну человеческого благополучия, приписывается высшее происхождение. Но тот же принцип государственного позитивизма мы встречаем в совершенно иных, часто противоположных направлениях. Социализм в самой своей развитой, марксистской форме держится учения о государственном происхождении права и об утилитарной его расценке. Государство для марксистского социализма есть продукт экономических отношений, а от него уже исходят и распределяются права. В обществе социалистическом все то же государство будет единственным источником прав, оно будет их распределять по-своему, в интересах общественной пользы, обладая полнотой и неограниченностью власти, само же государство будет результатом коллективного производства. Всякий государственный позитивизм признает абсолютность государства и относительность права, отъемлемость прав, подвергает их расценке по критериям государственной полезности. Так бывает и в государстве самодержавном, и в государстве демократическом, так будет в государстве социалистическом, если право подчиняется государству, если государству приписывается суверенность, если торжествует отвлеченное, безбожное в своем самодовлении государственное начало. Противоположный тип учений, враждебный государственному позитивизму, признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности1, волю сверхчеловеческую. ___________________________ 1 Трансцендентная природа
личности —
здесь: связанная с Абсолютом, Богом. Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 471 Не право нуждается в санкции государства, а
государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву,
растворено в праве. То, что в науке называют правовым государством, не всегда
еще есть свержение принципов государственного позитивизма, и мы не знаем
конституционных государств, которые освободились бы окончательно от
суверенности государства и признали неотъемлемость прав, абсолютный характер
права. Защищаемая мною теория в чистом виде почти не встречается, так как
теория эта не только метафизическая, но и религиозно-теократическая, а идеи
теократические до сих пор придавали религиозный характер скорее государству,
чем праву. Только теория единственного права и практика декларации прав
человека и гражданина, в чистом ее виде, стоит на пути отвержения государственного
позитивизма, суверенности государства. И праведно в политической жизни лишь
то, что заставляет смириться государство, ограничивает его и подчиняет началу
высшему. Государство есть выражение воли человеческой,
относительной, субъективно-произвольной, право — выражение воли
сверхчеловеческой, абсолютной, объективно-разумной. Я говорю о праве как
абсолютной правде и справедливости, о внегосударственном и надгосударственном
праве, заложенном в глубине нашего существа, о праве, отражающем
божественность нашей природы. Право как орган и орудие государства, как
фактическое выражение его неограниченной власти есть слишком часто ложь и
обман — это законность,
полезная для некоторых человеческих интересов, но далекая и противная закону
Божьему. Право есть свобода, государство
— насилие, право — голос
Божий в личности, государство —
безлично и в этом безбожно. [...] |
Реклама: |