|
Однако эта зависимость от воли других и неравенство ни в коей мере не противоречат свободе и равенству этих лиц как людей, которые вместе составляют народ; вернее, лишь в соответствии с условиями свободы и равенства этот народ может стать государством и вступить в [состояние] гражданского устройства. Но иметь в этом устройстве право голоса, т.е. быть гражданами, а не просто принадлежащими к государству, — этому удовлетворяют не все с равным правом. В самом деле, из того, что они могут требовать, чтобы все другие обращались с ними как с пассивными частицами государства согласно законам естественной свободы и равенства, еще не вытекает права относиться к самому государству в качестве активных его членов, организовать его или содействовать введению тех или иных законов; отсюда вытекает лишь то, что, какого бы рода ни были положительные законы, на которые они дают свое согласие, они не должны противоречить естественным законам свободы и соответствующему этой свободе равенству всех в составе народа, а именно они не должны противиться возможности перейти из этого пассивного состояния в активное. §
47 Каждая из трех указанных властей в государстве представляет собой определенный сан, и, как неизбежно вытекающая из идеи государства Глава
10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ П0ЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ 449 вообще и необходимая для его основания (конституции),
каждая из них есть государственный сан.
Все эти власти содержат в себе отношение общего главы
(который с точки зрения законов свободы не может быть никем иным, кроме самого
объединенного народа) к разрозненной массе народа как к подданному,
т.е. отношение повелителя (imperans) к повинующемуся (suboitus). — Акт, через который народ сам конституируется в
государство, собственно говоря, лишь идея государства, единственно благодаря
которой можно мыслить его правомерность,
— это первоначальный договор, согласно
которому все (omnes et singuli)
в составе народа отказываются от своей внешней
свободы, с тем чтобы снова тотчас же принять эту свободу как члены общности,
т.е. народа, рассматриваемого как государство (universi); и нельзя утверждать, что
государство или человек в государстве пожертвовал ради какой-то цели частью своей прирожденной внешней свободы; он совершенно
оставил дикую, не основанную на законе свободу, для того чтобы вновь в полной
мере обрести свою свободу вообще в основанной на законе зависимости, т.е. в
правовом состоянии, потому что зависимость эта возникает из его собственной
законодательствующей воли. [...] Печатается по: Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 354—356. ГЕГЕЛЬ Философия
права § 257 Государство есть
действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная,
самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет
то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах
она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании
единичного человека, его знании и деятельности — свое опосредованное существование, равно как самосознание
единичного человека посредством умонастроения имеет в нем как в своей сущности,
цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу. [...] 450 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ § 258 Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства. Примечание. Если смешивать государство с гражданским обществом и полагать его назначение в обеспечении и защите собственности и личной свободы, то интерес единичных людей как таковых оказывается последней целью, для которой они соединены, а из этого следует также, что в зависимости от своего желания можно быть или не быть членом государства. Однако на самом деле отношение государства к индивиду совсем иное; поскольку оно есть объективный дух, сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Объединение как таковое есть само истинное содержание и цель, и назначение индивидов состоит в том, чтобы вести всеобщую жизнь; их дальнейшее особенное удовлетворение, деятельность, характер поведения имеют своей исходной точкой и результатом это субстанциальное и общезначимое. Разумность, рассматриваемая абстрактно, состоит вообще во взаимопроникающем единстве всеобщности и единичности, а здесь, рассматриваемая конкретно, по своему содержанию, — в единстве объективной свободы, т.е. всеобщей субстанциальной воли, и субъективной свободы как индивидуального знания и ищущей своих особенных целей воли, поэтому она по форме состоит в мыслимом, т.е. в определяющем себя всеобщими законами и основоположениями, действовании. Эта идея в себе и для себя — вечное и необходимое бытие духа. Что же касается того, каково же или каково было историческое происхождение государства вообще, вернее, каждого отдельного государства, его прав и определений, возникло ли оно из патриархальных отношений, из страха или доверия, из корпорации и т.д., как постигалось сознанием и утверждалось в нем то, на чем основаны такие права, как божественное или позитивное право, договор, обычай и т.д., то этот вопрос к самой идее государства не имеет никакого отношения и в качестве явления представляет собой для научного познания, о котором здесь только и идет речь, чисто историческую проблему; что же касается авторитета действительного |
Реклама: |