|
В-третьих, аргументация в пользу президентских или вестминстерского типа правительств в высшей степени неотразима в случаях, когда существенное значение имеет быстрое принятие решений. Это значит, что парламентско-пропорционалистские системы могут под углом зрения внешней и оборонной политики представать в менее выгодном свете. Но в проведении экономической политики быстрота не столь уж существенна: скорые решения — это не значит, непременно мудрые. Почему же мы, упорствуя в предубеждении, не верим в экономическую эффективность демократических систем, где ведутся широкие консультации и поиски договоренностей, нацеленные на достижение высокой степени консенсуса? [По крайней мере,] одна причина — та, что многопартийные и коалиционные правительства кажутся суматошливыми, подверженными раздорам и неэффективными — в сравнении с отчетливостью властных полномочий сильных президентов и сильных однопартийных кабинетов. Но нас не должна обманывать эта внешняя видимость. Более пристальный взгляд на президентские системы обнаруживает, что самые успешные из них — как в Соединенных Штатах, Коста-Рике, в Чили до 1970 г. — по меньшей мере столь же подвержены раздорам, да и, кроме того, скорее предрасположены к состояниям паралича и ситуациям тупика, нежели к неуклонному и эффективному проведению экономической политики. В любом случае, спорить надо не об эстетике управления, а о самой работе. Неоспоримая элегантность вестминстерской модели не является веским доводом в пользу ее принятия. Распространенный скептицизм в отношении экономической дееспособности парламентско-пропорционалистских систем проистекает от 436 Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ смешения силы правительства с эффективностью. В краткосрочном плане однопартийные кабинеты или президенты вполне могут быть способны легче и быстрее формулировать экономическую политику. В долгосрочном же плане политика, опирающаяся на широкий консенсус, имеет больше шансов на успешное осуществление и на то, чтобы выдержать проверку временем, нежели политика, навязываемая «сильным» правительством вопреки желаниям значительных заинтересованных групп. Итак, парламентско-пропорционалистская форма демократии выглядит явно лучше основных ее альтернатив в деле улаживания межэтнических противоречий, и она имеет некоторое преимущество также в области экономической политики. Тот довод, что соображения эффективности управления дают основание отвергнуть тип демократии, сочетающий парламентскую форму правления с пропорциональной системой представительства, совершенно неубедителен. Игнорируя эту привлекательную модель демократии, творцы конституций в новых демократиях оказали бы себе и своим странам весьма плохую услугу. Печатается по: Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых
демократий //Полис. 1995. № 5. С. 136—146. Ф. ГОУЛД Стратегическое
планирование избирательной кампании Что может быть важнее для
успешного проведения избирательной кампании, чем стратегическое планирование!
Между тем среди аспектов предвыборной борьбы нет, пожалуй, менее конкретного и
более трудного для понимания. В данной статье предпринята попытка рассказать о
стратегическом планировании как можно проще и доступнее [...] Ч а с т
ь 1 Процесс
стратегического планирования Процесс стратегического планирования включает в себя 4 стадии: 1. сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников; 2. оценка имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы; Глава 9.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
437 3. непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, стратегии и основных лозунгов; 4. планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании. |
Реклама: |