|
Два важных фактора
повлияли на принятие принципа пропорционального представительства в
континентальной Европе. Одним из них явилась проблема этнических и религиозных
меньшинств; пропорциональное представительство предназначалось для обеспечения
представительства меньшинства и тем самым для противодействия потенциальным
угрозам национальному единству и политической стабильности. [...] Вторым фактором была динамика
процесса демократизации. [...] Глава 9.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
425 Оба фактора актуальны и применительно к современному конституционному творчеству, особенно для многих стран, где имеется глубокая разделенность по этническому признаку или где существует необходимость примирения новых демократических сил с противостоящими демократии старыми группами. Принимался ли парламентский или же президентский порядок правления — это также изначально определялось процессом демократизации. [...] Существовало два основных способа, коими монархическая власть могла быть демократизирована: упразднить большую часть личных политических прерогатив монарха и вменить его кабинету ответственность перед всенародно избранным законодательным органом, создавая тем самым парламентскую систему; или же упразднить наследственного монарха и взамен ввести нового, демократически избираемого «монарха», создавая таким образом президентскую систему. Другими историческими основаниями были произвольное имитирование успешных демократий и доминирующее влияние колониальных держав. Как весьма ясно показывает рис. 1, огромную важность имело влияние Британии как колониальной державы. Президентская модель США широко имитировалась в Латинской Америке в XIX в. А в начале XX в. пропорциональное представительство быстро распространялось в континентальной Европе и Латинской Америке, не только в угоду носителям политических пристрастий и ради защиты меньшинств, но и в силу того, что оно широко воспринималось как самый демократичный способ выборов и, стало быть, как «волна демократического будущего». В связи с этой настроенностью [общественного мнения] в пользу пропорционального представительства выдвигается дискуссионный вопрос о качестве демократии, достигаемом во всех четырех альтернативных системах. Термин «качество» подразумевает степень, в какой та или иная система отвечает таким демократическим нормам, как представительность, ответственность (подотчетность) (accountability), равенство и участие. Заявлявшиеся позиции и контрпозиции слишком хорошо известны, чтобы надо было здесь долго о них говорить, но имеет смысл подчеркнуть, что расхождения между противоположными лагерями не столь велики, как часто полагают. Прежде всего, сторонники пропорциональной системы и сторонники принципа большинства не согласны друг с другом не столько в том, каковы, соответственно, последствия этих двух методик проведения выборов, сколько в том, какой вес этим последствиям придавать. Обе стороны согласны в том, что 426 Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ принцип пропорционального представительства обеспечивает большую пропорциональность представительства вообще, а также представительство меньшинств, а принцип большинства способствует складыванию двухпартийных систем и однопартийных органов исполнительной власти. Расходятся спорящие в том, какой из этих результатов считать более предпочтительным, причем сторонники принципа большинства утверждают, что только в двухпартийных системах достижима четкая ответственность за правительственную политику. Кроме того, обе стороны
спорят об эффективности обеих систем.
Пропорционалисты ценят представительство меньшинств не просто за
демократическое качество [такого порядка], но и за его способность обеспечивать
сохранение единства и мира в разделенных обществах. Сходным образом, сторонники
принципа большинства настроены в пользу однопартийных кабинетов не только ради
их демократической подотчетности, но и ради обеспечиваемой ими, как это
считается, твердости руководства и эффективности при разработке и проведении политики,
Обнаруживается также и некоторое различение в акценте, какой обе стороны делают
соответственно на качестве и на эффективности. Пропорционалисты склонны
придавать большее значение представительности
правления, тогда как мажоритаристы более существенным соображением считают способность управлять. |
Реклама: |