|
Выше приведено описание теории, теперь мы попробуем выделить наиболее важные характеристики структуры и действия политической машины в демократических странах. 1. В условиях демократии, как я уже говорил, первичная функция голосования избирателей — формирование правительства. Это может означать выборы всех представителей администрации. Подобная практика, однако, свойственна главным образом выборам местного правительства, и впредь мы будем ее игнорировать. Рассматривая только национальное правительство, мы можем сказать, что формирование правительства практически сводится к решению, кто будет лидером. Как и раньше, мы будем называть его премьер-министром. Есть только одна
демократическая система, в которой этот выбор является прямым результатом
голосования избирателей, —
Соединенные Штаты. Во всех остальных случаях голосование избирателей формирует
не непосредственно правительство, но посреднический орган — впредь будем называть его
парламентом, которому передается функция формирования правительства. [...] Каким образом парламент формирует правительство? Самый очевидный способ — избрать его или, что более реалистично, избрать премьер-министра и затем голосовать за список министров, который он представляет. Этот способ используется редко. Но он раскрывает природу Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ
381 данной процедуры лучше, чем любой другой. Более того, все остальные способы можно свести к нему, поскольку премьер-министром обычно становится тот человек, которого избрал бы парламент. То, как он в действительности назначается на должность — монархом, как в Англии, президентом, как во Франции, или специальным органом или комитетом, как в свободном Прусском государстве веймарского периода, — просто вопрос формы. Классическая английская
практика такова. После всеобщих выборов победившая партия обычно получает
большинство мест в парламенте и, таким образом, может проголосовать за
резолюцию о вотуме недоверия любому лицу, кроме ее собственного лидера, который
таким «негативным» способом назначается «парламентом» на пост главы
государства. Он получает полномочия от монарха — «целует руки» — и представляет монарху список министров, частью которого
является список членов кабинета. В список он включает, во-первых, нескольких
ветеранов партии, которые получают то, что можно назвать почетным постом;
во-вторых, лидеров более низкого ранга —
тех, на кого он рассчитывает в ходе борьбы в парламенте и которые обязаны
отданным им предпочтением как своей политической ценности, так и тем, что могут
стать помехой; в-третьих, восходящих политиков, которых он приглашает в
заколдованный круг власти, чтобы «привлечь свежую кровь»; и иногда,
в-четвертых, несколько человек из тех, кто, по его мнению, особенно хорошо профессионально
подготовлен для занятия определенных постов. Но опять же в нормальных случаях
эта практика дает такие же результаты, какие дали бы выборы правительства
парламентом. Читатель увидит также, что там, где, как в Англии, у
премьер-министра есть реальная власть распустить («назначить новые выборы»),
результаты будут в какой-то степени схожи с теми, которые мы могли бы ожидать
при прямых выборах кабинета избирателями, если, конечно, последние его
поддерживают. [...] 4. [...] О парламенте. Я выделил то, что, на мой взгляд, является его первичной функцией, и упрочил эту дефиницию. Можно возразить, что мое определение неверно по отношению к другим его функциям. Очевидно, парламент делает многое другое кроме формирования и роспуска правительства. Он издает законы. Он даже управляет. Хотя любой парламентский акт, кроме резолюций и политических деклараций, является «законом» в формальном смысле, существует много актов, которые можно рассматривать как административные меры. Бюджет — наиболее важный пример. Формирование бюджета — управленческая |
Реклама: |