|
Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ
359 безработица добавили свое к разрушительным последствиям военного поражения. Они составляли очень значительную долю населения во всех государствах — преемниках Австро-Венгрии, и они же поддерживали крайние движения во Франции и Италии после Второй мировой войны. В этой атмосфере крушения
классового общества развивалась психология европейских масс. Тот факт, что с
монотонным и абстрактным единообразием одинаковая судьба постигала массу людей,
не отвратил их от привычки судить о себе в категориях личного неуспеха или о
мире с позиций обиды на особенную, личную несправедливость этой судьбы. Такая
самососредоточенная горечь хотя и повторялась снова и снова в одиночестве и изоляции,
не становилась, однако, объединяющей силой (несмотря на ее тяготение к стиранию
индивидуальных различий), потому что она не опиралась на общий интерес, будь
то экономический, или социальный, или политический. Поэтому
самососредоточенность шла рука об руку с решительным ослаблением инстинкта
самосохранения. Самоотречение в том смысле, что любой ничего не значит, ощущение
себя преходящей вещью больше были не выражением индивидуального идеализма, но
массовым явлением. Старая присказка, будто бедным и угнетенным нечего терять,
кроме своих цепей, неприменима к людям массы, ибо они теряли намного больше
цепей нищеты, когда теряли интерес к собственному бытию: исчезал источник всех
тревог и забот, которые делают человеческую жизнь беспокойной и страдательной.
В сравнении с этим их нематериализмом христианский монах выглядит человеком,
погруженным в мирские дела.
[...] Выдающиеся европейские ученые и государственные деятели с первых лет XIX в. и позже предсказывали приход массового человека и эпохи масс. Вся литература по массовому поведению и массовой психологии доказывала и популяризировала мудрость, хорошо знакомую древним, о близости между демократией и диктатурой, между правлением толпы и тиранией. Эти авторы подготовили определенные политически сознательные и сверхчуткие круги западного образованного мира к появлению демагогов, к массовому легковерию, суеверию и жестокости. И все же, хотя эти предсказания в известном смысле исполнились, они много потеряли в своей значимости ввиду таких неожиданных и непредсказуемых явлений, как радикальное забвение личного интереса, циничное или скучливое равнодушие перед лицом смерти или иных личных катастроф, страстная привязанность к наиболее отвле- 360
Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ченным понятиям как путеводителям по жизни и общее презрение даже к самым очевидным правилам здравого смысла. Вопреки предсказаниям массы не были результатом растущего равенства условий для всех, распространения всеобщего образования и неизбежного понижения стандартов и популяризации содержания культуры. (Америка, классическая страна равных условий и всеобщего образования со всеми его недостатками, видимо, знает о современной психологии масс меньше, чем любая другая страна в мире.) Скоро открылось, что высококультурные люди особенно увлекаются массовыми движениями и что вообще в высшей степени развитой индивидуализм и утонченность не предотвращают, а в действительности иногда поощряют саморастворение в массе, для чего массовые движения создавали все возможности. Поскольку очевидный факт, что индивидуализация и усвоение культуры не предупреждают формирования массовидных установок, оказался весьма неожиданным, его часто списывали на болезненность или нигилизм современной интеллигенции, на предполагаемую типичную ненависть интеллекта к самому себе, на дух «враждебности к жизни» и непримиримое противоречие со здоровой витальностью. И все-таки сильно оклеветанные интеллектуалы были только наиболее показательным примером и наиболее яркими выразителями гораздо более общего явления. Социальная атомизация и крайняя индивидуализация предшествовала массовым движениям, которые гораздо легче и раньше социотворческих, неиндивидуалистических членов из традиционных партий, привлекали совершенно неорганизованных людей, типичных «неприсоединившихся», кто по индивидуалистическим соображениям всегда отказывался признавать общественные связи или обязательства. |
Реклама: |