|
Часто указывают, что тоталитарные движения злонамеренно используют демократические свободы, дабы их уничтожить. Это не просто дьявольская хитрость со стороны вождей или детская глупость со стороны масс. Демократические свободы возможны, если они основаны на равенстве всех граждан перед законом. И все-таки эти свободы достигают своего полного значения и органического исполнения своей функции только там, где граждане представлены группами или образуют социальную и политическую иерархию. Крушение массовой системы, 356
Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ единственной системы социальной и политической стратификации европейских национальных государств [...] способствовало большевистскому свержению демократического правительства Керенского. Условия в предгитлеровской Германии показательны для опасностей, кроющихся в развитии западной части мира, так как с окончанием Второй мировой войны та же драма крушения классовой системы повторилась почти во всех европейских странах. События же в России ясно указывают направление, какое могут принять неизбежные революционные изменения в Азии. Но в практическом смысле будет почти безразлично, примут ли тоталитарные движения образец нацизма или большевизма, организуют они массы во имя расы или класса, собираются следовать законам жизни и природы или диалектики и экономики. Равнодушие к общественным
делам, безучастность к политическим вопросам сами по себе еще не достаточная
причина для подъема тоталитарных движений. Конкурентное и приобретательское
буржуазное общество породило апатию и даже враждебность к общественной жизни не
только и даже не в первую очередь в социальных слоях, которых эксплуатировали
и отстраняли от активного участия в управлении страной, но прежде всего в
собственном классе. За долгим периодом ложной скромности, когда по существу
буржуазия была господствующим классом в обществе, не стремясь к политическому
управлению, охотно предоставленному ею аристократии, последовала империалистическая
эра, во время которой буржуазия все враждебнее относилась к существующим
национальным институтам и начала претендовать на политическую власть и
организовываться для ее исполнения. И та ранняя апатия и позднейшие притязания
на монопольное, диктаторское определение направления национальной внешней
политики имели корни в образе и философии жизни, столь последовательно и исключительно
сосредоточенной на успехе либо крахе индивида в безжалостной конкурентной
гонке, что гражданские обязанности и ответственность могли ощущаться только как
ненужная растрата его ограниченного времени и энергии. Эти буржуазные установки
очень полезны для тех форм диктатуры, в которых «сильный человек» берет на себя
бремя ответственности за ход общественных дел. Но они положительно помеха
тоталитарным движениям, могущим терпеть буржуазный индивидуализм не более чем
любой другой вид индивидуализма. [...]
Решающие различия между организациями типа толпы в XIX в. и массовыми движениями XX в. трудно уловить, потому что современные тоталитарные вожди немногим отличаются по своей психологии и складу Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ 357 ума от прежних вожаков толпы, чьи моральные нормы и политические приемы так походили на нормы и приемы буржуазии. Но если индивидуализм характеризовал и буржуазную и типичную для толпы жизненную установку, тоталитарные движения могли-таки с полным правом притязать на то, что они были первыми истинно антибуржуазными партиями.[...] Отношение между классовым обществом под господством буржуазии и массами, которые возникли из его крушения, не то же самое, что отношение между буржуазией и толпой, которая была побочным продуктом капиталистического производства. Массы делят с толпой только одну общую характеристику: оба явления находятся вне всех социальных сетей и нормального политического представительства. Но массы не наследуют (как делает толпа хотя бы в извращенной форме) нормы и жизненные установки господствующего класса, а отражают и так или иначе коверкают нормы и установки всех классов по отношению к общественным делам и событиям. Жизненные стандарты массового человека обусловлены не только и даже не столько определенным классом, к которому он однажды принадлежал, но скорее уж всепроникающими влияниями и убеждениями, которые молчаливо и скопом разделяются всеми классами общества в одинаковой мере. |
Реклама: |