|
Постепенная трансформация жестко организованной иерархической системы — преобразование ее в систему, позволяющую людям по крайней мере пытаться самим выстраивать свою жизнь и дающую им возможность выбирать из многообразия различных форм жизнедеятельности те, которые соответствуют их склонностям, — такая трансформация тесно связана с развитием коммерции. Новое мировоззрение, зародившееся в торговых городах Северной Италии, распространялось затем по торговым путям на запад и на север, через Францию и Юго-Западную Германию в Нидерланды и на Британские острова, прочно укореняясь всюду, где не было политической деспотии, способной 346
Раздел III. МЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ его задушить. В Нидерландах и Британии оно расцвело пышным цветом и впервые смогло развиваться свободно в течение долгого времени, становясь постепенно краеугольным камнем общественной и политической жизни этих стран. Именно отсюда в конце XVII—XVIII вв. оно начало распространяться вновь, уже в более развитых формах, на запад и на восток, в Новый Свет и в Центральную Европу, где опустошительные войны и политический гнет не дали в свое время развиваться росткам этой новой идеологии. На протяжении всего этого
периода новой истории Европы генеральным направлением развития было
освобождение индивида от разного рода норм и установлении, сковывающих его
повседневную жизнедеятельность. И только когда этот процесс набрал достаточную
силу, стало расти понимание того, что спонтанные и неконтролируемые усилия
индивидов могут составить фундамент сложной системы экономической
деятельности. Обоснование принципов экономической свободы следовало, таким
образом, за развитием экономической деятельности, ставшей незапланированным и
неожиданным побочным продуктом свободы политической. [...] Сама природа принципов
либерализма не позволяет превратить его в догматическую систему. Здесь нет
однозначных, раз и навсегда установленных норм и правил. Основополагающий
принцип заключается в том, что, организуя ту или иную область
жизнедеятельности, мы должны максимально опираться на спонтанные силы общества
и как можно меньше прибегать к принуждению. Принцип этот применим в бессчетном
множестве ситуаций. Одно дело, например, целенаправленно создавать системы,
предусматривающие механизм конкуренции, и совсем другое — принимать социальные институты
такими, какие они есть. Наверное, ничто так не навредило либерализму, как
настойчивость некоторых его приверженцев, твердолобо защищавших какие-нибудь
эмпирические правила, прежде всего «laissez faire». [...] Либерал относится к
обществу, как садовник, которому надо знать как можно больше о жизни растения,
за которым он ухаживает.
[...] Итак, социализм вытеснил либерализм и стал доктриной, которой придерживаются сегодня большинство прогрессивных деятелей. Но это произошло не потому, что были забыты предостережения великих либеральных мыслителей о последствиях коллективизма, а потому, что людей удалось убедить, что последствия будут прямо противоположными. Парадокс заключается в том, что тот самый социализм, который всегда воспринимался как угроза свободе и открыто проявил себя в качестве Глава 8.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
347 реакционной силы, направленной против либерализма Французской революции, завоевал всеобщее признание как раз под флагом свободы. Теперь редко вспоминают, что вначале социализм был откровенно авторитарным. Французские мыслители, заложившие основы современного социализма, ни минуты не сомневались, что их идеи можно воплотить только с помощью диктатуры. Социализм был для них попыткой «довести революцию до конца» путем сознательной реорганизации общества на иерархической основе и насильственного установления «духовной власти». Что же касается свободы, то основатели социализма высказывались о ней совершенно недвусмысленно. Корнем всех зол общества девятнадцатого столетия они считали свободу мысли. А предтеча нынешних адептов планирования Сен-Симон предсказывал, что с теми, кто не будет повиноваться указаниям предусмотренных его теорией плановых советов, станут обходиться как со скотом. |
Реклама: |